Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Рейтинг налоговых событий 2018 года

15, Марта 2019

О рейтинге

В опросе приняли участие налоговые юристы «Пепеляев Групп».

Респондентам предложена анкета с 36 наиболее значимыми налоговыми событиями 2018 г., выбранными аналитической службой компании.

Оценена важность каждого события: 

  • 3 — самое важное;
  • 2 — важное;
  • 1 — менее важное;
  • 0 — неважное. 

А также значение каждого события для бизнеса: 

  • позитивность (+);
  • негативность (-);
  • неоднозначность (0). 

Самые важные налоговые события 

1-е место. С 1 января 2019 г. ставка НДС повышена с 18 до 20% (Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ). 

2-е место. ВС РФ напомнил налоговым органам о добросовестности налогового администрирования (Определение СКЭС ВС РФ от 14.02.2018 по делу № А33-17038/2015 АО «Бамтоннельстрой»).  

3-е место разделили два события. 

1. Начался автоматический международный обмен налоговыми данными, в частности: 

  • подписано Постановление Правительства РФ от 16.06.2018 № 693«О реализации международного автоматического обмена финансовой информацией с компетентными органами иностранных государств (территорий)»;
  • с 17 июля 2018 г. ФНС России принимает отчеты российских организаций о счетах нерезидентов для ранее заключенных договоров с физическими лицами, стоимость по которым превышает 1 млн долл. США (или эквивалент этой суммы в другой валюте), и с юридическими лицами, стоимость по которым больше 250 тыс. долл. США (или эквивалент этой суммы в другой валюте);
  • с 20 июля ФНС России принимает от банков информацию о клиентах-иностранцах и их активах;
  • ФНС России утвердила:
    - дополненный перечень иностранных государств (территорий), с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен страновыми отчетами (Приказ от 04.12.2018 № ММВ-7-17/785@);
    - обновленный перечень государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией (Приказ от 04.12.2018 № ММВ-7-17/784@);
  • ФНС России также подготовила проект приказа о том, как иностранные налоговые органы могут участвовать в проверках компаний в РФ; российская сторона тоже сможет участвовать в проверках в другой стране. 

2. ВС РФ отметил, что налоговые органы, составляющие единую централизованную систему, не могут давать противоположные оценки одной и той же деятельности в решениях по материалам разных налоговых проверок1(Определение СКЭС ВС РФ от 26.09.2018 по делу № А40-32793/2017 ЗАО «НПФ Технохим»). 

1Спор возник из-за претензий налогового органа, основанных на выводе о получении Обществом необоснованной налоговой выгоды при реализации товаров путем организации формального документооборота с подконтрольной организацией, должным образом не исполнявшей налоговые обязательства. 

4-е место. Движимое имущество исключено из объекта обложения налогом на имущество организаций (Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ). 

5-е место. Высшие судебные органы разъяснили, что толковать п. 25 ст. 381 НК РФ об освобождении от налогообложения движимого имущества следует с учетом цели принятия нормы и исходя из общих принципов налогообложения (Определение СКЭС ВС РФ от 10.10.2018 по делу № А68-10573/2016 АО «Новомосковская акционерная компания „Азот“», Постановление КС РФ от 21.12.2018 № 47-П). 

Самые позитивные налоговые события 

1-е место разделили четыре события. 

1. Высшие судебные органы сформировали позицию о толковании п. 25 ст. 381 НК РФ. 

2. СКЭС ВС РФ высказала позицию по делу ЗАО «НПФ Технохим». 

3. Судебная коллегия указала, что инспекция, установив факт несвоевременного признания расходов в виде списанной дебиторской задолженности в спорный период, должна была учесть их при проверке правильности исчисления налога на прибыль за налоговый период, охваченный проверкой, а не отказывать в учете расходов как таковых (Определение СКЭС ВС РФ от 19.01.2018 по делу № А41-17865/2016 ООО «ФК Пульс»). 

4. С позиции СКЭС ВС РФ, вопрос законности доначисления налога по УСН с продажи доли в праве собственности на недвижимое имущество как с предпринимательской деятельности напрямую зависит от того, имел ли налоговый орган достаточную информацию в период сдачи имущества в аренду для того, чтобы квалифицировать данную деятельность как предпринимательскую, и воспользовался ли он этой информацией. При ином подходе нарушается требование защиты правомерных ожиданий налогоплательщика (Определение СКЭС ВС РФ от 07.02.2018 по делу № А53-18839/2016 ИП Мокина Д.Г.). 

2-е место поделили сразу пять событий. 

1. Введены обязанности налогового органа оформлять результаты дополнительных мероприятий налогового контроля (дополнение к акту проверки) и вручать свидетелю копию протокола допроса (Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ). 

2. Позиция СКЭС ВС РФ по делу АО «Бамтоннельстрой». 

3. Суд указал, что подача налогоплательщиком уточненной декларации не означает возможности для налогового органа инициировать в любое время повторную выездную проверку без учета разумности срока, прошедшего с момента подачи уточненной декларации (Определение СКЭС ВС РФ от 14.03.2018 по делу № А40-230080/2016 ПАО «Т Плюс»). 

4. Согласно подходу СКЭС ВС РФ, при определении налоговых последствий выплаты денежных средств, присужденных в качестве возмещения убытков, необходимо руководствоваться общим принципом определения дохода исходя из извлеченной гражданином экономической выгоды (ст. 41 НК РФ) (Определение СКЭС ВС РФ от 24.01.2018 по делу № А76-26431/2016 ИП Бут Н.М.). 

5. Судебная коллегия сочла, что наличие риска неисполнения налогоплательщиком-банкротом обязанности по уплате в бюджет предъявленного НДС само по себе не может быть основанием для отказа в вычетах контрагентам — покупателям продукции, изготовленной налогоплательщиком2(Определение СКЭС ВС РФ от 24.10.2018 по делу № А27-11046/2017 ООО «Центральная ТЭЦ»). 

2Суд отверг ссылку налогового органа на письмо ФНС России от 17.08.2016 № СД-4-3/15110@, которое ранее не было признано ВС РФ недействительным (Решение от 15.03.2018 № АКПИ17-1162). 

3-е место поделили два события. 

1. Движимое имущество исключено из объекта обложения налогом на имущество организаций. 

2. ВС РФ указал, что сам по себе факт ошибочного предъявления НДС по операции, освобожденной от налогообложения, не влечет наступления для налогоплательщика-покупателя (заказчика) отказа в вычете предъявленного налога, поскольку п. 5 ст. 173 НК РФ определены иные последствия действий продавца (исполнителя) (Определение СКЭС ВС РФ от 01.08.2018 по делу № А40-93786/2017 АО «ВЭБ-Лизинг»). 

4-е место. Вторая волна амнистии капиталов в России продлена до конца февраля 2019 г. (федеральные законы от 19.02.2018 № 33-ФЗ34-ФЗ и 35-ФЗ). До 1 января 2019 г. продлен переходный период, в течение которого неуплата налога с прибыли КИК не влечет уголовной ответственности при условии возмещения в полном объеме причиненного бюджету ущерба (Федеральный закон от 12.11.2018 № 412-ФЗ). 

5-е место разделили три события. 

1. Из КИК исключены те образования, которыми контролирующее лицо владеет через иностранную публичную компанию (ранее — только российскую), при условии, что эта компания торгует на бирже страны — члена ОЭСР, не включена в черный список ФНС России, доля торгуемых акций составляет не менее 25%, а доля контролирующего лица — менее 50% (Федеральный закон от 27.11.2018 № 424-ФЗ). 

2. Введена «дедушкина оговорка» в отношении специальных инвестиционных контрактов: возможное ухудшение налогового режима не будет распространяться на страховые взносы, налоги на прибыль и имущество, транспортный и земельный налоги (Федеральный закон от 03.08.2018 № 300-ФЗ). 

3. Для акционеров и участников компаний в НК РФ закреплено правило о расчете прибыли при выходе из ООО и при ликвидации компаний — за вычетом оплаченной стоимости акций (долей) — с признанием этой прибыли дивидендами. Распространение безналогового возврата ранее инвестированного капитала на вложения в имущество в денежной форме (Федеральный закон от 27.11.2018 № 424-ФЗ). 

Самые негативные налоговые события 

1-е место. КС РФ отказал в рассмотрении по меньшей мере девяти жалоб, связанных с претензиями в получении налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды из-за неуплаты налогов контрагентами (определения от 27.02.2018 № 530-О, от 24.04.2018 № 1072‑Оот 29.05.2018 № 1152-Оот 28.06.2018 № 1633‑Оот 17.07.2018 № 1683-Оот 17.07.2018 № 1717‑Оот 26.11.2018 № 3054-Оот 26.11.2018 № 3044‑Оот 20.12.2018 № 3115-О). 

2-е место. Налоговым органам предоставлено право запрашивать у аудиторов информацию о налогоплательщиках (Федеральный закон от 29.07.2018 № 231-ФЗ). 

3-е место. Арбитражные суды продолжают поддерживать налоговые органы в спорах о ценообразовании в контролируемых сделках (Решение АС МО от 19.12.2018 по делу № А40-29025/2017 ПАО «Уралкалий»; решения 11-го ААС по делам № А55-1621/2018, А55-1618/2018 и А55-1622/2018 ПАО «Тольяттиазот»). 

4-е место. С 1 января 2019 г. ставка НДС повышена с 18 до 20%. 

5-е место. «Налог на Google» распространен на отношения в сфере B2B (с 2017 г. такой налог действует в сфере B2C): все иностранные компании, оказывающие электронные услуги в РФ, должны регистрироваться на сайте ФНС России и уплачивать НДС самостоятельно (п. 9 ст. 174.2 НК РФ утратил силу, Федеральный закон от 27.11.2018 № 335-ФЗ). 

Наиболее неоднозначные налоговые события 

1-е место. Введен налог на самозанятых, в качестве эксперимента (Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ). 

2-е место. КС РФ признал, что ст. 54.1 НК РФ не имеет обратной силы (определения от 29.05.2018 № 1152-Оот 17.07.2018 № 1717-О). 

3-е место поделили два события. 

1. Расширение маркировки товаров: 

  • Правительством РФ утверждена Концепция создания и функционирования системы маркировки и прослеживаемости движения товаров;
  • Федеральным законом от 25.12.2018 № 488-ФЗ создается единая информационная система маркировки товаров;
  • Федеральным законом от 03.08.2018 № 281-ФЗ ратифицировано Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС;
  • утверждены модель функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации (Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 791-р) и перечень из десяти групп товаров, подлежащих обязательной маркировке, среди них табачная продукция, духи и туалетная вода, различные предметы одежды, обувные товары, фотокамеры (Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р);
  • эксперимент по маркировке табачных изделий стартовал 15 января 2018 г. (обязательная маркировка сигарет может начаться с 1 июля 2019 г.);
  • эксперимент по маркировке лекарств продлен до 31 декабря 2018 г.;
  • летом 2018 г. в России началась тестовая маркировка изделий из серебра, золота и драгоценных камней;
  • с 1 июня 2018 г. по 1 апреля 2019 г. проводится эксперимент по маркировке обувных товаров средствами идентификации (Постановление Правительства РФ от 30.05.2018 № 620);
  • в 2019 г. Минпромторг России рассчитывает принять решение о маркировке пива;
  • Минсельхоз России подготовил законопроект, обязывающий маркировать и чипировать домашних животных, а также скотину в личных подсобных и фермерских хозяйствах. 

2. Подготовка новых глав НК РФ: «Экологический налог» (взамен платы за загрязнение окружающей среды) и «Сбор на утилизацию транспортных средств, товаров и упаковки» (взамен утилизационного и экологического сборов). 

4-е место разделили два события. 

1.НК РФ дополнена новой главой «Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья» (НДД) (Федеральный закон от 19.07.2018 № 199-ФЗ). 

2. ВС РФ приравнял выплаты по трансграничным договорам оказания услуг (выполнения работ) к пассивным доходам, поскольку отсутствует реальность операций (Определение СКЭС ВС РФ от 05.09.2018 по делу № А50-16961/2017 ООО «ГалоПолимер Кирово-Чепецк»). 

5-е место поделили два события.

1. Систематизирована и регламентирована процедура контроля, учета и оценки налоговых льгот и освобождений в рамках бюджетного процесса (Федеральный закон от 25.12.2018 № 494-ФЗПостановление Правительства РФ от 18.01.2018 № 18). 

2. Начался автоматический международный обмен налоговыми данными.