Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Налоговые меры поддержки бизнеса в условиях пандемии COVID-19: что предлагают консультанты

18, Мая 2020

«Пепеляев Групп» — одна из юридических компаний, которые на площадках бизнес-объединений участвуют в разработке мер поддержки бизнеса в текущих условиях.

 

1. Ввести беспроцентную отсрочку по всем налогам и страховым взносам на шесть месяцев для всех налогоплательщиков (и на один-полтора года для наиболее пострадавших). 

Согласно Постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» (далее — Постановление № 409) отсрочки по налогам и страховым взносам предусмотрены только для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые: а) включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства; б) заняты в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (перечень утверждается Правительством РФ). 

За отсрочкой (рассрочкой) также могут обратиться стратегические, системо- и градообразующие организации, пострадавшие в таких условиях и не относящиеся к указанным выше сферам деятельности1.

1 О дополнительной отсрочке по уплате страховых взносов для малого и среднего бизнеса в пострадавших отраслях говорится в Перечне поручений Президента РФ по вопросам противодействия распространению COVID-2019 от 15.04.2020. 

Однако большинство компаний малого, среднего и крупного бизнеса лишены возможности получить отсрочку или рассрочку иначе, чем в общем порядке, предусмотренном ст. 64 НК РФ. 

2. Установить для всех случаев неуплаты налогов, срок которых приходится на 2020 г., ставку пени 1/365 ставки ЦБ РФ. В отношении этих сумм запретить налоговым органам проводить мероприятия по взысканию налоговой задолженности сроком на пять лет начиная с даты срока уплаты налога. 

На предоставленные по Постановлению № 409 суммы отсрочек и рассрочек пени не начисляются. Но компании, лишенные возможности получить отсрочку, в случае несвоевременной уплаты налогов будут обязаны доплатить пени на сумму не уплаченных в срок налогов. 

3. Продлить мораторий на выездные налоговые проверки как минимум на три месяца. 

Постановлением № 409 выездные проверки приостановлены до 31 мая 2020 г. 

4. Приостановить направление налоговыми органами требований о представлении документов (информации) и требований в рамках камеральных налоговых проверок. 

В настоящее время приостановлено только направление требований в рамках выездных налоговых проверок. Письмом ФНС России от 10.04.2020 № ЕА-4-15/6101@ разъясняется порядок проведения камеральных проверок в связи с нерабочими днями. Служба сообщает, что течение сроков, установленных п. 2 ст. 88, ст. 176176.1203.1п. 4 ст. 203 НК РФ, производится без учета нерабочих дней, предусмотренных указами Президента РФ. А значит, налоговые органы могут продолжать направлять требования в рамках камеральных проверок. Постановлением № 409 срок ответа на такие требования продлен на десять дней для камеральных налоговых проверок деклараций по НДС, на 20 дней в остальных случаях. 

5. Упростить и уменьшить сроки для возврата (зачета) переплаты по налогам, а также возмещения НДС. 

6. Ввести мораторий сроком на два года на внесение в НК РФ любых поправок, ухудшающих положение налогоплательщиков или изменяющих налоговый контроль в сторону его усиления. 

7. Сократить сроки проведения камеральных налоговых проверок в 2020 г. по декларациям по НДФЛ за прошлые годы до одного месяца. 

8. Освободить от уплаты налога на имущество и земельного налога те объекты, которые не могут использоваться налогоплательщиком в запланированных им целях из-за нормативных ограничений, обусловленных противодействием распространению коронавирусной инфекции, на период действия таких ограничений. 

Уплата указанных налогов по простаивающим в период пандемии объектам не имеет экономического основания. Право пользоваться таким имуществом изъято у налогоплательщиков в общественных интересах. Взимание с них в общественных интересах еще и налога влечет за собой обложение налогами не «богатств» (благ) и приобретений, а «тягот и лишений», претерпеваемых в общественных интересах. 

Необходимость платить налог будет лишь подталкивать налогоплательщиков к тому, чтобы прекратить бизнес-операции с использованием этого имущества и продать его. Прекращение же бизнес-операций неизбежно приведет к сокращению персонала, занятого в их осуществлении. Таким образом, невведение этой меры делает невозможным выполнение бизнесом тех социальных задач, которые поставлены Президентом РФ, в частности сохранения рабочих мест. 

9. Изменить правило исчисления НДС — предусмотреть возможность определения базы по этому налогу по уплате. Распространить это правило на период с 1 апреля 2020 г. 

В Перечне поручений Президента РФ по вопросам противодействия распространению COVID-2019 в регионах РФ (опубликован 15.04.2020) указано на необходимость рассмотреть вопросы, касающиеся изменения порядка исчисления и уплаты НДС. Пока подробностей исполнения этого поручения Правительством РФ нет. Но формулировка поручения дает основания предположить указанное в данном пункте предложений. 

10. Разрешить признавать сомнительным долг, не выплаченный в текущем периоде, даже если сроки его уплаты не наступили. Распространить это правило на всю недоплаченную на 1 апреля 2020 г. задолженность и на будущие долги.

Предоставление отсрочки покупателям, арендаторам, заемщикам и прочим должникам — частая сейчас ситуация, обусловленная мерами по противодействию распространения инфекции. При этом резерв создать нельзя, если установленный договором срок уплаты не наступил или если он продлен. В результате налог на прибыль платится по неполученным долгам в отсутствие реального источника для его уплаты, таким образом бизнес «кредитует» государство. Такое кредитование в текущих условиях мешает бизнесу направлять средства на первоочередные затраты, в том числе на выплату заработной платы. Введение указанной в этом пункте меры позволит платить налог на прибыль в том периоде, когда задолженность будет погашена. Это позволит бизнесу вовремя покрыть затраты и не повлечет бюджетных потерь (срок уплаты налога на прибыль благодаря таким правилам резервирования лишь отодвинется на период получения оплаты от покупателя). 

11. Исключить уголовную и административную ответственность за необеспечение репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ. 

12. Предусмотреть мораторий на взыскание штрафов за непредставление отчетности, предусмотренной Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».