Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Российская налоговая система сегодня: новые инструменты, новые риски

08, Апреля 2015
СОБЫТИЕ:

Ежегодная налоговая конференция РСПП,
16 марта 2015 г., Москва 
 

Открывал конференцию президент Российского союза промышленников и предпринимателей А.Н. Шохин.

Он подчеркнул, что в этом году тема мероприятия не обозначена, поскольку актуальных проблем много и все они требуют поиска решения: как будет реализовано декабрьское Послание Президента РФ1 в части введения моратория на изменение налоговых условий для бизнеса; начнет ли реально работать Закон о КИК2 с апреля этого года; изменится ли практика следственных органов в связи с передачей им права возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям без решения налогового органа3; как отразится на бизнесе обновленная судебная система и т. д.

Власть говорит о том, что налоговые условия для бизнеса не должны ухудшаться, но, по мнению А.Н. ­Шохина, «это минимальная планка» и «никто не говорил, что нельзя [их] улучшать». Он напомнил о том, что до сих пор не завершена инвентаризация налоговых льгот, которая бы позволила обновить их перечень, оставив в нем только эффективные.

Российский союз промышленников и предпринимателей предлагает ввести мораторий на недавно принятые налоговые законы и применять законодательство по состоянию на январь 2014 г.
 
Как было отмечено, Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев на одном из совещаний с представителями бизнеса признал, что ряд налоговых законов разрабатывались и принимались в другой экономической ситуации, до кризиса, поэтому нуждаются в инвентаризации.
 
Пока велись активные дискуссии о налоговом маневре, введении торгового сбора и т. п., осталось незамеченным изменение налоговой ставки по дивидендам, хотя эффективнее, на взгляд Российского союза промышленников и предпринимателей, было бы увеличить ставки в пакете мер по деофшоризации. Это же относится и к принятому Закону о КИК, и к поправкам о расширении прав следователей – их действие надо отложить до принятия закона о налоговой амнистии.
 
Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ И.В. Трунин предложил ввести за правило принимать налоговые законы в первой половине календарного года, чтобы у правоприменителя было время подготовиться. А обсуждение новых налоговых институтов должно быть более длительным.
 
По мнению председателя Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам А.М. Макарова, настало время точечных решений, таких как введение моратория на налоговый контроль трансфертных цен по внут­рироссийским сделкам, отмена НДС с авансов, передача администрирования страховых взносов налоговой службе.
 
Основные направления налоговой политики, которым много лет не придавалось особого значения, сейчас действительно нужны, и представить их для широкого ­обсуждения Минфину России необходимо как можно скорее, не дожидаясь «формальных сроков».
 
Важно также, чтобы предусмотренные антикризисным планом Правительства РФ меры были совмещены с проектом федерального бюджета на предстоящие три года.
 
Но все же главная дискуссия касалась Закона о КИК. Консультанты поделились опасениями по применению нового регулирования и предложили представителям власти, участвовавшим в обсуждении, свое видение совершенствования введенных правил.
 
НАЛОГО­ОБЛОЖЕНИЕ КИК: МЕЖДУНАРОДНЫЙ АСПЕКТ
(Из выступлений зарубежных экспертов)

2015 г. станет определяющим для принятия решения по вопросу налогообложения КИК. На уровне ОЭСР должно быть решено, КИК – это вспомогательный механизм или «международный полицейский».

ОЦЕНКА ЗАКОНА О КИК

Наибольшие опасения крупного бизнеса вызывают:
- непонимание целей законодателя и долгосрочных тенденций;
- сложность формулировок и взаимосвязей норм закона;
- серьезная административная нагрузка на бизнес;
- риски прошлых периодов при применении определенных концепций закона;
- отсутствие у налоговых органов опыта использования подобных норм, непредсказуемость правоприменительной практики.

Повышение налоговой нагрузки на бизнес в числе опасений не названо.

Направления совершенствования:
- перенос срока подачи в налоговый орган уведомлений;
- введение возможности использовать финансовую отчетность, прошедшую аудит, при расчете базы по правилам Закона;
- устранение двойного налогообложения КИК;
- трактовка неясностей норм Закона в пользу налогоплательщиков;
- разработка новых стимулов для ведения из РФ деятельности за рубежом (например, освобождение от налогообложения прибыли активных иностранных филиалов);
- дальнейшее совершенствование индустриальных исключений, исключений для активных компаний, фокусировка на борьбе с размыванием налоговой базы РФ;
- обязательный налоговый руллинг;
- синхронизация норм Закона о КИК с готовящейся налоговой амнистией.

Появление правил КИК, института бенефициарного собственника – важный и необходимый этап развития налоговой системы РФ, в том числе с учетом международных тенденций (см. текст на полях). Но если раньше иностранные компании рассматривались как буфер защиты прав собственников, то теперь это фактор риска, прежде всего налогового.
 
Закон о КИК содержит целый ряд технических неточностей и концептуальных недостатков, снижающих его эффективность. К тому же далеко не все захотят участвовать в готовящейся налоговой амнистии из-за репутационных рисков. Планируемая амнистия должна позволить добросовестным налогоплательщикам «снять исторические риски».
 
И.В. Трунин пояснил, что в Минфине России проходит внутриведомственное обсуждение возможных поправок Закона о КИК. Пока не решено, стоит ли вносить изменения сейчас или следует дождаться практики применения новых правил. Но предложения перенести срок подачи уведомлений и синхронизировать нормы Закона о КИК с налоговой амнистией министерство поддерживает.
 
Предприниматели (см. текст на полях) говорили о необходимости наладить взаимодействие с налоговыми органами еще на предварительном этапе принятия решения о реструктуризации бизнеса. Хотелось бы понимать среднесрочную перспективу развития российской налоговой системы в этом новом для всех направлении.
 
Заместитель руководителя Федеральной налоговой службы С.А. Аракелов подчеркнул, что практики применения Закона о КИК пока нет, однако анализ работы налоговой службы за последние годы позволяет предположить, как будут действовать инспекции в этой сфере контроля.
 
В качестве примера он привел практику применения статьи 269 НК РФ о недостаточной капитализации. Так, решение по делу компании «Северный Кузбасс»4 не повлекло массовых проверок других налогоплательщиков. Выбранный ФНС России цивилизованный подход помог сформировать практику судов, которая привела к появлению законопроекта5 по совершенствованию норм статьи 269 НК РФ.
 
Сейчас в ходе досудебного урегулирования налогового спора отменяется порядка 50% решений в отношении крупного бизнеса, пилотный проект по горизонтальному мониторингу позволил сократить число споров в пять раз. За последние два года заключено 50 мировых соглашений по налоговым делам в судах.
 
С 2015 г. действует налоговый мониторинг, наряду с другими инструментами позволяющий инспекциям уходить от выездного контроля. Служба готова к предварительному руллингу и поддерживает разрабатываемый законопроект.
 
Позицию налоговых органов помогают понять публикуемые на сайте ФНС России решения по апелляционным жалобам налогоплательщиков6.
 
С каждым годом снижается число мероприятий выездного контроля, сейчас в основном проводятся отраслевые проверки. Прежде всего проверяют тех налогоплательщиков, кто попал в зону риска. Среди определяющих факторов – низкая налоговая нагрузка, убыточная в течение нескольких лет деятельность, вывод капитала в низконалоговые юрисдикции.
 
В судах по названным вопросам налоговые органы доказывают наличие в действиях налогоплательщиков признаков злоупотребления, повлекшего неуплату налогов.
 
Замечено, что в спорах с участием международных компаний российские арбитражные суды пока обходятся без сведений иностранных налоговых администраций (предоставляются по запросу налогового органа в рамках обмена информацией), основываясь на собранных инспекцией доказательствах по делу. Но, по мнению ФНС России, нужно законодательно закрепить соответствующие критерии. Поэтому Служба поддерживает проект закона, которым предлагается ввести принцип добро­совестности налогоплательщика и дать определение понятия «злоупотребление правом»7.
 
По окончании конференции было проведено интерактивное голосование участников по вопросу о том, что вызывает самые большие опасения бизнеса.
 
Наибольшее число голосов (43%) набрал ответ «возможные претензии налоговых и правоохранительных органов за прошлые периоды». Многих также волнует «возможность возбуждения уголовных дел в течение переходного периода по Закону о КИК» (20%).
 
Подводя итоги работы, А.Н. Шохин сообщил, что предложения участников конференции будут инкорпорированы в решения Съезда РСПП, завершающего работу Недели российского бизнеса в 2015 г.

1 См.: Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 04.12.2014.
2 Федеральный закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)».
3 Федеральный закон от 22.10.2014 № 308-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».
4 См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 15.11.2011 № 8654/11.
5 См.: законопроект № 724609‑6 (поступил в Госдуму 17.02.2015, инициаторы – депутаты Г.Я. Хор, А.М. Макаров).
7 См.: законопроект № 529775‑6 (поступил в Госдуму 23.05.2014, инициатор – депутат А.М. Макаров).