Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Налоговый менеджмент на удаленке

15, Октября 2020
А.В. Торопцев, 
руководитель налогового департамента компании Teva

Из-за пандемии COVID-19 бизнесу пришлось во многом перестроить рабочие процессы. Известный налоговый специалист поделился опытом, как в новых условиях выстроить налоговое администрирование в компании, в чем плюсы и минусы дистанционной работы и как изменилось взаимодействие с налоговыми органами

 

— Пару лет назад мы обсуждали с Вами проблемы создания и внедрения налоговой функции в компании, как добиться эффективности ее исполнения1. Теперь появились новые вопросы. Пандемия COVID-19 и связанные с ней ограничения, налоговые меры поддержки бизнеса, так называемая удаленка и прочие факторы повлияли на работу налоговых подразделений компаний. Согласны?

1 Торопцев А.В. Эффективная налоговая функция: как создать? // Налоговед. 2018. № 10. С. 35–41.
 

— Безусловно. Ограничения сильно сказались на функционале и перечне задач налоговых департаментов. Трудно сказать, что больше повлияло: удаленная работа без прямых контактов с коллегами или тот перечень законодательных изменений, которые появились на фоне пандемии. 

— Как вы отслеживали почти ежедневные изменения законодательства? 

— Контроль изменений законодательства в отделе был всегда, но проводился, как правило, поквартально. В период пандемии пришлось почти ежедневно отслеживать множество ресурсов. Количество источников тоже увеличилось: постановления Правительства РФ на официальном сайте, документы Минфина России, письма и информационные сообщения ФНС России, решения таможенных органов как Российской Федерации, так и Евразийского экономического союза, решения профильных министерств. И все это, замечу, добавилось к основной работе, которой меньше не стало.

 

Биография

Окончил Военный университет Министерства обороны РФ по специальности «лингвист, референт-переводчик» и Финансовую академию при Правительстве РФ по специальности «международные экономические отношения». Обладает квалификацией «преподаватель высшей школы».

Работал консультантом по сделкам слияния и поглощения в PwC, налоговым менеджером, возглавлял финансовый Общий центр обслуживания (ОЦО) в «Бритиш Американ Тобакко Россия», управлял налоговыми отделами в компаниях «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус» и «Алибаба Груп».

Постоянный участник профессиональных налоговых и финансовых конференций.

 

— Как вашей компании, Вам, коллегам пришлось приспосабливаться к новым условиям, какие трудности возникали? 

— В нашей компании уже продолжительное время применяется удаленка. Сотрудники могут работать из дома раз в неделю, поэтому все необходимые системы были давно протестированы и готовы. То же касается взаимодействия с налоговыми органами: вся работа ведется по телекоммуникационным каналам связи — ТКС или по телефону, и трудностей с тем, чтобы перестроиться, у нас не возникло. 

— Изменились из-за ограничений налоговая функция, ее суть, стратегии, задачи и так далее? 

— Ограничения несколько расширили наш функционал. Стратегия и основные задачи не изменились и не корректировались. Но мы стали в определенном смысле центром информации о поправках в законодательство. Поскольку и так мониторилось множество ресурсов, мы стали направлять информацию о неналоговых изменениях законодательства в ответственные отделы компании, чем сильно им помогали. 

В налоговом администрировании набор функций остался прежним, но теперь вся отчетность и ответы на требования налоговых органов отправляются только в электронном виде, и это не вызвало существенных сложностей. 

— В связи с пандемией и вызванным ею экономическим кризисом заметили ли Вы новые тенденции в налоговой сфере, налоговом администрировании? 

— В части налогового администрирования замечено увеличение числа требований налоговых органов по камеральным проверкам и по ст. 93.1 НК РФ. Не могу сказать, что запросы были очень объемными, но все равно добавили нам работы. Поскольку понятно, что речь о предпроверочных мероприятиях, мы стараемся достаточно полно отвечать на такие запросы. 

Помимо этого во время ограничений появились своеобразные запросы налоговых органов, скажем так, не очень связанные с налогами. В частности, просили предоставить данные о количестве сотрудников, которых мы уже перевели или планируем перевести на дистанционную работу, данные о текущих финансовых показателях и прочие подобные. Это вызвало наши вопросы, но после пояснений стало понятно, что запросы связаны с новыми функциями ФНС России в период пандемии. Служба стала центром сбора информации, мы оказываем содействие. 

Сейчас, после снятия ограничений, усилился налоговый контроль за организациями, которые получали финансовую поддержку государства. Наша компания на такие меры поддержки не претендовала. 

Еще одной тенденцией администрирования можно назвать цифровизацию контроля: налоговые органы все чаще рекомендуют переход на электронный документооборот — ЭДО, готовится снижение порогов для входа в налоговый мониторинг. Эти меры позволяют снизить административную нагрузку как на компании, так и на контролирующие органы. 

— Как было налажено взаимодействие компании с налоговыми органами во время самоизоляции? 

— Взаимодействие было полностью дистанционное, как у всех в тот период. Требования и ответы на них направлялись только по ТКС, получение разъяснений или комментариев — по телефону. Мы это практиковали и раньше, но во время ограничений такой опыт очень помог безболезненно перейти на удаленку. Стоит отметить конструктивную работу налоговых органов. 

— А как проходили налоговые проверки? 

— Камеральные проверки проходили в обычном режиме, без существенных изменений. Требования налоговых органов поступали. В начале ограничений их было несколько меньше, но через пару месяцев все вернулось на обычный уровень. В настоящее время также не наблюдаем сильного роста количества запросов. Обращу внимание на то, что даже при объемных требованиях их содержание не представляет собой сплошной запрос — скорее точечные вопросы по конкретным сделкам. 

— Поговорим о взаимодействии с сотрудниками в отделе и с другими отделами компании. Изменилось ли оно из-за удаленки? Что положительного и отрицательного в такой работе? 

— С моей точки зрения, в удаленной работе больше положительных моментов. Это немалая экономия времени на дорогу до работы и обратно. Например, в моем случае почти три часа в день. Понятно, что это время можно тратить с пользой. 

Из отрицательных стоит выделить отсутствие прямых контактов с коллегами, но эту проблему частично снимают видеозвонки. Нередко слышу комментарии, что при удаленке рабочий день почти не заканчивается. На мой взгляд, этот вопрос решается грамотными планированием и самодисциплиной. Сейчас можно прочесть много статей о дистанционной работе, о том, как организовать ее эффективно. Очень рекомендую почитать статьи в Harvard Business Review на сайтах hbr-russia.ru и hbr.org

В нашей компании взаимодействие с сотрудниками других отделов перешло в электронный формат, который включает телефон, различные мессенджеры, видеозвонки, в том числе целыми командами. Но по-прежнему все сотрудники бизнес-подразделений знают, что получат от нашего отдела помощь в любое время и в полном объеме. Замечу, что ответы на подобные запросы мы даем сейчас даже быстрее, чем когда работали в офисе. 

— Изменился ли объем ответственности сотрудников? 

— В нашем случае объем ответственности не изменился. Каждый знает свой функционал и перечень задач. В налоговом департаменте всегда был результат-ориентированный подход, который я очень поддерживаю. Этот подход показал эффективность уже не в одной компании, и принцип freedom through responsibility, то есть свобода через ответственность, действует очень хорошо. 

Как показал период ограничений, не имеет значения, где и когда работает сотрудник, если задача выполнена качественно и в срок. Безусловно, бывают и исключения из этого правила и не для всех отделов и функций оно подойдет, но для налоговых функций эффективность свою показало.

В заключение расскажу о проекте, который мы недавно реализовали совместно с юридической компанией «Пепеляев Групп», — о Налоговом клубе для фармацевтических компаний. Никакие ограничения на него не повлияли. Фармклуб работает отлично и в удаленном формате. Регулярные встречи офлайн переместились в онлайн, на них собирается достаточно много представителей компаний, и темы всегда актуальные и интересные. Недавно к нам присоединялись представители ФНС России, выразив желание посмотреть на такой узкоиндустриальный вариант взаимодействия компаний вне всевозможных ассоциаций.
 

Комментарии 

А.Ю. Гатина,
главный бухгалтер Nissan RBU EAST 

Объявленный Карантин застал нас в самое жаркое время - закрытие финансового года, которое началось с 30 марта. Мы в экстренном порядке и короткие сроки реорганизовывали все процессы, работу всех групп финансового отдела и всех наших внутренних и внешних контрагентов, включая аудиторов. Основные опасения вызывала техническая сторона - нестабильный медленный интернет и различные проблемы с VPN.

В итоге что вы видим? Самый положительный эффект от работы - это ЭДО с нашим замечательным провайдером. У нас более 70% электронных документов с поставщиками и 100% с покупателями. Наш успех работы – это прежде всего минимальное количество времени на получение оригиналов документов без необходимости нахождения в офисе. Аудиторы смогли также в реальном режиме времени проверять все первичные документы.

Кроме того, в компании успешно и в короткие сроки завершена камеральная налоговая проверка по возмещению НДС за 2 квартал 2020 г. с предоставлением в налоговые органы всех запрошенных документов. 


A.V. Toroptsev
 
Remote tax management
 
The author shared his experience of building up tax
administration in a company in the midst of the pandemic
and described how the relationships with the tax authorities had
evolved