Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Дело конкурсного управляющего ОАО «НПО «ПРОМАВТОМАТИКА» Волкова В.А. к Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю по вопросу определения начала течения срока для реализации права на вычет НДС (Определение судьи ВС РФ Павловой Н.В. от 26.06.2018 по делу № А32-1748/2017)

25, Июля 2018

Суть спора: в уточненной налоговой декларации по НДС за 4 кв. 2015 г., представленной в налоговый орган 19.02.2016, Общество предъявило к вычету НДС с сумм неосвоенных авансов, ранее полученных от контрагента.
По результатам камеральной проверки Обществу отказано в вычете налога в связи с пропуском годичного срока на предъявление НДС к вычету. Срок рассчитан инспекцией с момента получения Обществом уведомлений от контрагента о зачете встречных денежных требований (18.08.2014, 29.09.2014 и 23.10.2014).
Суды трех инстанций (СКО) оставили решение налогового органа в силе, указав, что в настоящем случае обязательства считаются прекращенными с момента получения Обществом уведомлений от контрагента, следовательно, и годичный срок на предъявление НДС к вычету, установленный НК РФ, должен исчисляться с момента получения указанных уведомлений.
Факт обращения Общества с исковыми требованиями в суд (28.11.2014) о взыскании долга и неустойки, а также о признании неправомерными произведенных в одностороннем порядке зачетов встречных требований (другие дела, Обществу отказано в удовлетворении требований) не имеет значения, так как указанные действия были совершены после получения уведомлений от контрагента.
Конкурсный управляющий в кассационной жалобе в ВС РФ указывает на то, что в соответствии с п. 5 ст. 171 НК РФ и п. 4 ст. 172 НК РФ, по его мнению, возникновение права на налоговый вычет связано с наличием двух условий: изменением/ расторжением договора и возвратом сумм авансовых платежей. Совершение контрагентом в одностороннем порядке зачета и получение Обществом соответствующих уведомлений не свидетельствуют о начале течения годичного срока на предъявление НДС к вычету.
Реализуя свое право на судебную защиту, Общество оспорило в суде соответствующие действия контрагента. После вступления в законную силу судебных актов Обществом были расторгнуты договоры подряда. Таким образом, именно момент расторжения договоров подряда является тем моментом, с которого должен исчисляться срок на предъявление НДС к вычету.
По мнению Общества, выводы судов являются неверными, так как они признали тождественными такие правовые категории как прекращение обязательства и расторжение договора. Между тем прекращение отдельных денежных обязательств само по себе не предполагает наступления факта расторжения договора.