Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Определение КС РФ от 28.06.2018 № 1636-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Матвеевой Марины Александровны на нарушение ее конституционных прав подпунктом 3 пункта 4 статьи 374, пунктом 2 статьи 389, пунктом 3 статьи 401 и пунктом 5 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации»

28, Июня 2018

Суть жалобы: 

По мнению заявительницы, оспариваемые нормы подп. 3 п. 4 ст. 374, п. 2 ст. 389, п. 3 ст. 401 и п. 5 ст. 406 НК РФ не освобождают от налогообложения объекты недвижимого имущества, относящиеся к объектам культурного наследия регионального значения, а потому данные нормы не соответствуют ст. 2, 17 - 19, 34, 35, 53 и 57 Конституции РФ. 

Позиция Конституционного Суда: 

В силу ст. 125 (ч. 4) Конституции РФ, п. 3 ч. 1 ст. 3, ст. 96 и 97 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" гражданин вправе обратиться в КС РФ с жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод законом и такая жалоба признается допустимой, если этим законом затрагиваются его конституционные права и свободы и если оспариваемый закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде. Гражданин при этом обязан приложить к жалобе копию официального документа, подтверждающего применение оспариваемого закона при разрешении его конкретного дела (ч. 2 ст. 96 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"). Между тем применение в деле заявительницы оспариваемых норм НК РФ представленными документами не подтверждается. Следовательно, данная жалоба не отвечает критерию допустимости обращений в КС РФ.

Вместе с тем в ранее принятых и сохраняющих свою силу решениях КС РФ указывал, что освобождение от уплаты налогов по своей природе - льгота, которая является исключением из вытекающих из Конституции РФ (ст. 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы (постановления от 21 марта 1997 года № 5-П и от 28 марта 2000 г. № 5-П; определения от 5 июля 2001 г. № 162-О, от 7 февраля 2002 г. № 37-О, от 3 апреля 2012 г. № 600-О и др.). 

Решение Суда: 

Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.