Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Определение КС РФ от 17.07.2018 № 1719-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Гараниной Ирины Николаевны и Тариканова Дмитрия Викторовича на нарушение их конституционных прав положениями пунктов 1, 3 - 4.1 и 7 статьи 378.2 и подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 1 Закона города Москвы "О налоге на имущество физических лиц", а также пункта 488 Перечня объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»

17, Июля 2018

Суть жалобы: 

По мнению заявителей, оспариваемые нормативные положения не соответствуют статьям 1 (часть 1), 19 (часть 1), 35 (части 1 - 3), 40 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют произвольно распространять на принадлежащие налогоплательщикам - физическим лицам нежилые помещения, представляющие собой "апартаменты" и используемые ими для проживания, повышенные ставки налога на имущество физических лиц. 

Позиция Конституционного Суда: 

Устанавливая налог на имущество физических лиц в главе 32 Налогового кодекса Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел различные налоговые ставки, размер которых определяется в том числе видом объекта налогообложения, а также предусмотрел право установления налоговых ставок нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом в числе прочего вида объекта налогообложения (статья 406). В частности, для целей применения повышенной ставки налога на имущество физических лиц для отдельных нежилых объектов федеральный законодатель делает отсылку к нежилым объектам, определяемым в соответствии со статьей 378.2 главы 30 "Налог на имущество организаций".

К ним отнесены административно-деловые центры, торговые центры (комплексы), отвечающие установленным в законе критериям, в частности не менее 20 процентов общей площади такого здания (строения, сооружения) должны предусматривать размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункты 3 - 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

В свою очередь, статьей 1 Закона города Москвы "О налоге на имущество физических лиц" устанавливаются ставки налога на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения в зависимости от вида объекта налогообложения, в том числе в отношении нежилых объектов, определяемых в соответствии со статьей 378.2 главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации, а постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Таким образом, Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации определен существенный элемент налогообложения - налоговая ставка, размер которой поставлен в зависимость в том числе от такого объективного критерия, как вид объекта налогообложения. При этом налогоплательщик, приобретающий то или иное недвижимое имущество, например объект нежилой недвижимости, имеет возможность с достаточной степенью определенности самостоятельно установить налоговые последствия такого события, предполагающего, по общему правилу, в системе действующего нормативного регулирования обязанность уплатить налог на имущество физических лиц в размере большем, чем это установлено для жилых помещений.

С учетом изложенного оспариваемое нормативное регулирование, принятое законодателем в порядке реализации дискреционных полномочий в сфере установления налогов и сборов, не может рассматриваться как нарушающее права заявителей в указанном ими аспекте. 

Решение Суда: 

Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.