Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Определение КС РФ от 17.07.2018 г. № 1718-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Щербаковой Елены Валериевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 11 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации»

17, Июля 2018

Суть жалобы: 

По мнению заявительницы, оспариваемое законоположение не соответствует Конституции РФ и подп. 1 п. 3 ст. 220 НК РФ, поскольку ограничивает право налогоплательщика на получение имущественного налогового вычета при приобретении жилой недвижимости. 

Позиция Конституционного Суда: 

Поскольку налоговые правоотношения имеют публично-правовую природу, обусловленную целями обеспечения равного налогового бремени и защиты прав, свобод и законных интересов налогоплательщиков, субъекты этих отношений связаны императивными предписаниями налогового закона, в том числе в части налоговых льгот (Определение КС РФ от 07.11.2008 № 1049-О-О).

Так, предписание НК РФ, не позволяющее повторно применять имущественный налоговый вычет при приобретении жилья, относится ко всем налогоплательщикам, которые самостоятельно решают, когда им использовать право на вычет, что, принимая во внимание его льготный характер, нельзя считать нарушением конституционных прав налогоплательщика (определения КС РФ от 15.04.2008 № 311-О-О, от 24.02.2011 № 154-О-О и от 01.03.2011 № 271-О-О).

Подп. 1 п. 3 ст. 220 НК РФ с 01.01.2014 расширены права налогоплательщиков в связи с получением ими имущественного налогового вычета. Так, налогоплательщикам предоставлена возможность получения остатка имущественного налогового вычета в случае, если ранее такой вычет был предоставлен им не в полном размере.

П. 2 ст. 2 Федерального закона от 23.07.2013 № 212-ФЗ "О внесении изменения в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", определяя порядок вступления в силу данной редакции ст. 220 НК РФ, предусматривающей расширение прав налогоплательщиков в связи с получением ими имущественного налогового вычета, установил круг отношений, к которым она будет применяться с учетом даты вступления в силу указанного Федерального закона.

В ранее принятых и сохраняющих свою силу решениях КС РФ указывал, что льгота является исключением из вытекающих из Конституции РФ (ст. 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льготы всегда носят адресный характер, а их установление или отмена относятся к дискреционным полномочиям законодателя (постановления от 21.03.1997 № 5-П, от 28.03.2000 № 5-П и от 19.06.2002 № 11-П).

Следовательно, оспариваемое законоположение, в том числе с учетом положений подп. 1 п. 3 ст. 220 НК РФ, принятое законодателем в порядке реализации дискреционных полномочий в сфере установления правил льготного налогообложения, не может расцениваться как нарушающее права заявительницы в указанном ею аспекте.

Проверка же соответствия одних положений НК РФ другим его положениям не входит в компетенцию КС РФ. 

Решение Суда: 

Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.