Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Определение КС РФ от 27.09.2018 № 2460-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ковалевой Зои Михайловны на нарушение ее конституционных прав пунктом 8 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации»

27, Сентября 2018

Суть жалобы: 

По мнению заявительницы, оспариваемое законоположение ограничивает ее в праве на уменьшение суммы налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на сумму торгового сбора, что увеличивает общую налоговую нагрузку; кроме того, заявительница указывает на то, что введение торгового сбора в городе Москве нарушает гарантии единства экономического пространства и поддержки конкуренции, ставит в худшее положение субъектов малого и среднего предпринимательства по сравнению с крупными торговыми сетями. В связи с этим она полагает, что оспариваемая норма не соответствует ст. 8 (ч. 1), 57, 72 (п. "и" ч. 1), 76 (ч. 2), 104 и 106 Конституции РФ. 

Позиция Конституционного Суда: 

Для облегчения финансовой нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности дополнительно, наряду с иными налоговыми преференциями, предусмотрено, что налогоплательщики, применяющие общую либо упрощенную систему налогообложения, могут уменьшить подлежащие уплате суммы на сумму торгового сбора (п. 5 ст. 225, п. 10 ст. 286 и п. 8 ст. 346.21 НК РФ). Тем самым установленный (в том числе оспариваемым законоположением) правовой механизм позволяет плательщикам торгового сбора вычесть суммы уплаченного торгового сбора из суммы иных подлежащих уплате с дохода (прибыли) налогов, и, соответственно, в случае, если сбор превысит или будет равен размеру подлежащих уплате налогов, у них не возникнет обязанность по уплате таких налогов.

Данное регулирование действует с учетом правил постановки налогоплательщиков на учет в налоговых органах (ст. 83 НК РФ) во взаимосвязи с нормами бюджетного законодательства Российской Федерации, определяющими структуру бюджетной системы РФ и порядок зачисления налоговых доходов в бюджеты субъектов РФ (ст. 10, 14 и 56 Бюджетного кодекса РФ), что само по себе не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявительницы в вопросе уменьшения подлежащих уплате сумм налогов на сумму торгового сбора.

Что касается иных аспектов жалобы заявительницы, то ранее они уже исследовались КС РФ, который, проанализировав нормативное регулирование в данной сфере, не усмотрел оснований для вывода о том, что введение законодателем торгового сбора влечет за собой нарушение общих принципов налогообложения, а также препятствует реализации гражданами их конституционных прав по осуществлению предпринимательской деятельности либо создает условия, наносящие ущерб конкуренции между малым и средним предпринимательством, с одной стороны, и крупными торговыми сетями - с другой (Определение от 11.10.2016 № 2152-О). 

Решение Суда: 

Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.