Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Определение КС РФ от 18.07.2019 № 2178-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сычева Евгения Ивановича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 1 статьи 5, пунктов 1 и 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации»

18, Июля 2019

Суть жалобы: 

По мнению Е.И. Сычева, оспариваемые законоположения не соответствуют ст. 2, 6 (ч. 2), 8, 15 (ч. 2), 17 (ч. 1), 18, 19, 35, 55 (ч. 3) и 57 Конституции РФ, поскольку позволяют правоприменительным органам произвольно, т.е. не на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (государственном кадастре недвижимости), определять кадастровую стоимость, подлежащую учету при исчислении и уплате земельного налога. 

Позиция Конституционного Суда: 

Вопрос о конституционности положений, регулирующих вопрос определения налоговой базы по земельному налогу, уже становился предметом рассмотрения КС РФ, который в Постановлении от 28.022019 № 13-П пришел к выводу, что положения п. 3 ст. 391 НК РФ, определяющие налоговую базу для налогоплательщиков-организаций как кадастровую стоимость земельного участка, указанную в Едином государственном реестре недвижимости на 1 января года, являющегося налоговым периодом, не предполагают возможности возложения на налогоплательщика-организацию, добросовестно осуществившего исчисление и уплату земельного налога на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (государственного кадастра недвижимости), предоставленных ему публичным субъектом с учетом решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, определившего кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной, неблагоприятных последствий в виде взыскания недоимки и пени по земельному налогу, связанных с применением данных о кадастровой стоимости, полученных в связи с проведением очередной государственной кадастровой оценки, сведения о которой отсутствовали в названном реестре по состоянию на 1 января соответствующего налогового периода.

Аналогичным образом федеральный законодатель урегулировал вопрос определения налоговой базы физическими лицами в п. 1 и 4 ст. 391 НК РФ, за тем лишь исключением, что для налогоплательщиков-физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами, но также на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Следовательно, правовые позиции, выраженные в Постановлении от 28.02.2019 № 13-П применительно к определению налоговой базы по земельному налогу для юридических лиц, в силу статей 19 и 57 Конституции РФ в полной мере распространяются на определение налоговой базы по земельному налогу для физических лиц.

Постановление КС РФ от 28.02.2019 № 13-П сохраняет свою силу, а выявленный в нем конституционно-правовой смысл положений статьи 391 НК РФ, определяющих порядок исчисления и уплаты земельного налога, является обязательным для всех правоприменительных органов, что исключает возможность такого их истолкования, которое, в частности, допускало бы неблагоприятные последствия для физических лиц в виде взыскания недоимки и пени по земельному налогу, связанных с применением данных о кадастровой стоимости, полученных в связи с проведением очередной государственной кадастровой оценки, сведения о которой отсутствовали в названном реестре по состоянию на 1 января соответствующего налогового периода.

Что же касается положений п. 1 ст. 5 НК РФ, то, будучи направленными на обеспечение конституционных гарантий прав налогоплательщиков путем установления особого порядка вступления в силу нормативных правовых актов, которыми на них возлагается обязанность платить соответствующие налоги и сборы, они не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.

В свою очередь, наличие материальных и процессуальных предпосылок, а также возможных препятствий для пересмотра решений, основанных либо на неконституционных актах, либо на нормах, которым придан смысл, расходящийся с их конституционно-правовым смыслом, как неоднократно отмечал КС РФ (определения от 14.01.1999 № 4-О, от 05.02.2004 № 78-О, от 27.05.2004 № 211-О и др.), подлежит установлению по заявлению гражданина тем судом, к компетенции которого отнесен такой пересмотр, при соблюдении общих правил судопроизводства; если судом будет установлено, что в процессе правоприменения данным нормам было придано истолкование, расходящееся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным КС РФ, прежнее решение по делу должно быть отменено и вынесено новое решение, если для этого нет иных препятствий. Проверка же обоснованности правоприменительных решений, в том числе в части расчета налоговой базы по земельному налогу, не относится к компетенции КС РФ. 

Решение Суда: 

1. Признать жалобу гражданина Сычева Евгения Ивановича в части оспаривания конституционности положений п. 1 и 4 ст. 391 НК РФ не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании КС РФ, поскольку поставленный заявителем вопрос разрешен КС РФ в сохраняющем свою силу Постановлении от 28.02.2019 № 13-П.

2. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сычева Евгения Ивановича в части оспаривания конституционности положений п. 1 ст. 5 НК РФ, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в КС РФ признается допустимой.