Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Определение КС РФ от 29.09.2020 № 2313-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества "Московский дворец молодежи" на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 375 и пунктами 1 и 15 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации»

29, Сентября 2020
Суть жалобы: 
 
По мнению заявителя, оспариваемые положения НК РФ не соответствуют статьям 8, 15, 19, 46 и 57 Конституции РФ, поскольку допускают для целей уплаты налога на имущество организаций применение кадастровой стоимости объекта недвижимости, увеличенной на сумму НДС.                                                     
 
Позиция Конституционного Суда: 

В соответствии с НК РФ в отношении отдельных объектов недвижимости налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 данного Кодекса (пункт 2 статьи 375). Для этих целей уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (статья 378.2).

Тем самым для таких случаев федеральный законодатель определил существенный элемент налогового обязательства по налогу на имущество организаций - налоговую базу как кадастровую стоимость объектов недвижимости, указанную в ЕГРН по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Оспариваемые заявителем нормы НК РФ, устанавливающие налоговую базу по налогу на имущество организаций и порядок ее определения, не предусматривают при определении кадастровой (рыночной) стоимости имущества ее увеличение на сумму НДС (Определение КС РФ от 23 апреля 2020 г. № 818-О). При этом в письмах Минфина РФ и ФНС от 26 апреля 2018 г. № БС-4-21/8060 и от 22 июля 2019 г. № БС-4-21/14284 со ссылкой на позицию ВС РФ, изложенную в определении от 15 февраля 2018 года N 5-КГ17-258, также было разъяснено, что само по себе определение рыночной стоимости объекта в целях дальнейшей его эксплуатации без реализации этого имущества не создает объект обложения НДС.

С учетом этого, а также принимая во внимание, что данные законоположения не препятствуют налогоплательщикам в реализации права на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в установленном законом порядке (в части увеличения ее на сумму налога на добавленную стоимость), сами по себе они не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте. 

Решение Суда: 

Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.