Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Международное налоговое планирование: новый фокус

16, Ноября 2018

Двухдневная налоговая конференция Infor-media Russia

15 ноября 2018 г. в отеле Intercontinental (Москва) начала работу XI ежегодная конференция. Обсуждение началось с законодательных нововведений, в частности об усилении контроля за валютными операциями. Замечено, что основные изменения касаются валютных резидентов – физических лиц, но есть и новшества для компаний. Минфин России готовит очередные поправки, а значит, есть надежда, что в скором времени проблемы валютного контроля сойдут на нет.

Обозначены и трендысудебных дел по налоговым спорам. Основные споры ведутся вокруг:

- необоснованной налоговой выгоды (налоговые органы обвиняют налогоплательщиков в манипулировании ценами, в незаконном дроблении бизнеса и незаконном использовании специальных налоговых режимов, в незаконном использовании СИДН, присоединении убыточной компании в целях неуплаты налогов и т.д.);

- экономической (не)обоснованности расходов, в том числе в связи с тем, что расходы понесены в интересах всей группы компаний или других аффилированных лиц; товары, работы, услуги в рамках группы предоставлены безвозмездно;

- переквалификации сделок или деятельности в рамках группы;

- применения специальных положений НК РФ. 

Необоснованной налоговой выгоде в трансграничных операциях былапосвящена специальная сессия конференции. 


Спикеры сессии:

Рустем Ахметшин, канд.юрид.наук, старший партнер «Пепеляев Групп»

Виктор Бациев, экс- председатель налогового состава ВАС РФ, руководитель правового

направления «Культурно-образовательного проекта «Поддержка»

Андрей Кириллов, канд.юрид.наук, старший юрист «Пепеляев Групп»

Антон Торопцев, налоговый менеджер «Тева»


Участники вспомнили первые дела о необоснованной налоговой выгоде (ННВ). На уровне Президиума ВАС РФ еще в 1995 г. было рассмотрено дело такое дело о переквалификации займа в инвестиционную деятельность, где Судом применена доктрина существа над формой. К 2006 году - моменту принятия Постановления Пленума ВАС РФ № 53 – сформировалась практика, которую Суд и обобщил, ориентируясь на зарубежный опыт. Есть в Постановлении № 53 и про налоговых мошенников, и про экономическое существо сделки, деловую цель, оценку управленческих решений, использование гражданско-правовых инструментов в налоговом споре (для оценки мнимости и притворности сделки). Высказано мнение, что законодателю прежде чем вводить новые нормы в НК РФ, а именно ст. 54.1, следовало проанализировать выработанные за многие годы правовые позиции высших судов, чтобы в обобщенном виде их закрепить в законе. Судя по тексту ст. 54.1 НК РФ этого сделано не было.


Зарубежный опыт

Первое налоговое дело по ННВ было рассмотрено Верховным Судом США в 1935 г. (дело GregoryvHelvering).

Законодательное закрепление получило в 2010 г. в США, в 2015 г. - в виде Мероприятия 6 Плана BEPS, в 2016 г. – в законодательстве Великобритании, и, наконец, в 2017 г. – в ст. 54.1 НК РФ. 


Оценивая ст. 54.1 НК РФ, замечено, что в ней есть только один важный для практики критерий о деловой цели. Все остальное - известные факты, не требующие законодательного закрепления: о том, что запрещено искажать сведения о фактах хозяйственной жизни и объекте налогообложения понятно всем; а необходимость в норме о поставщиках, направленной на борьбу с фирмами-однодневками, возможно, уже скоро отпадет с учетом применяемых налоговыми органами современных и технологичных методов контроля.

Обращаясь к практике, участники обратили внимание на то, что бремя доказывания перешло от налоговых органов к налогоплательщикам, что далеко не всегда прямо следует из законодательства. Все международные компании переведены на налоговый учет в одну межрегиональную налоговую инспекцию.

Основные направления контроля состоят в выявлении и проверке:

- существа сделки (искажение отчетности);

- сложных структур потоков (уменьшение налогов - основная цель?);

- использования «известных» юрисдикций в структуре (особенно в части пассивных потоков).

Среди инструментов контроля, используемых налоговыми органами, выделены:

- требования о предоставлении документов и пояснений, направляемые в ходе налоговой проверок, причем запросы стали точечными по конкретным сделкам и операциям (налоговые органы, направляя запрос, уже имеют достаточно информации о деятельности проверяемого лица);

- допросы свидетелей;

- международные запросы (Британские Виргинские острова исключены из «черного» списка ФНС России, т.е. и этот офшор делится информацией с российскими налоговыми органами);

- международные базы данных компаний.

Длязащиты от налоговой переквалификации сделок проведен анализ возможных рисков на примерах судебных дел.

Отдельно были рассмотрены вопросы амнистии капиталов: чем может быть полезна «безналоговая ликвидация» КИК (контролируемых иностранных компаний)?

Замечено, что данная амнистия не освобождает от уплаты налога, возникшего в отношении прибыли КИК 2015-2016 гг. и от уголовной ответственности за ряд преступлений. Кроме того, освобождения не действуют, если уполномоченный орган начал производство по делу о выявленном нарушении, а именно:

- производство по делу в соответствии с НК РФ (составлен акт – ст. 100 НК РФ);

- производство в соответствии с КоАП РФ (составлен протокол, вынесено определение – ст. 28.1 КоАП);

- производство по уголовному делу по УПК РФ (вынесено постановление о возбуждении дела).

Участники обсудили наиболее часто возникающие вопросы применения этой амнистии.