Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Тридцать три платежки

14, Октября 2010
С.Г. Пепеляев,
главный редактор,
член Президиума
Российской ассоциации налогового права,
канд. юрид. наук

Поимущественные налоги граждан – земельный, на автовладельцев и на недвижимость – досаждают плательщикам, главным образом, не своими размерами, а «беспорядочностью». Только заплатил налог за квартиру, поступила платежка об уплате налога за дачу, затем настала очередь заплатить за автомобиль. Казалось все уплачено, но тут присылают повторное требование. Звонишь в инспекцию, отвечают: «Ошиблись, порвите». И так неоднократно.

Все это создает угрозу однажды столкнуться с необходимостью объясняться с судебными приставами или быть остановленным на границе при поездке в отпуск или командировку, получить повестку о вызове в суд…

Вопросы администрирования платежей населения не менее важны и чувствительны, чем отношения инспекций с бизнесом. Рабочая группа Минэкономразвития России и ФНС России подготовила поправки в НК РФ, направленные на существенное облегчение участи налогоплательщиков – физических лиц. Среди важнейших предложений – введение единого уведомления об уплате имущественных налогов: налогоплательщик будет единовременно получать информацию о всех своих обязательствах перед бюджетом.

Это предложение касается и тех случаев, когда налогоплательщики имеют недвижимость на территориях, адми­нистрируемых разными инспекциями. Вместо сегодняшней ситуации, когда каждая инспекция выставляет отдельный счет по «своим» объектам, предлагается наделить инспекцию по месту жительства лица обязанностью аккумулировать все сведения о собственности налогоплательщика и формировать итоговый расчет налога.

Подобная система создаст комфорт для граждан, но и сложности для инспекций и казначейства: уплачиваемую налогоплательщиком сумму надо разделить и направить в местные бюджеты – имущественные налоги должны поступать тем территориям, где находится недвижимость, а не только той, где зарегистрирован плательщик.

Успешное решение этой задачи позволит лучше оценить перспективы изменения порядка уплаты налога на доходы граждан. Сегодня он поступает в бюджеты по месту работы плательщика, где налог удерживается работодателем. В результате, «спальные районы», где плательщики проживают и где собранные суммы должны расходоваться, оказываются недофинансированными. Система не меняется, поскольку технические аспекты зачисления платежей по месту жительства граждан кажутся Минфину России и ФНС России невыполнимыми.

При обсуждении плана действий по улучшению администрирования налогоплательщиков ФНС России выдвинула предложение о наделении ее функцией организации проведения государственной кадастровой оценки земель и иных объектов недвижимости.

Однако эксперты и специалисты выступили против этого предложения. Налоговые органы не должны касаться формирования налоговой базы вообще, которая в противном случае будет подчинена задачам пополнения бюджета, а не отражения объективной экономической реальности.

Любой законопроект, в том числе и этот, требует активного участия экспертного сообщества на всех стадиях его обсуждения и принятия. «Налоговед» будет активно способствовать продвижению тех поправок, которые действительно улучшат администрирование платежей граждан.

С уважением,
С.Г. Пепеляев