Тридцать три платежки
главный редактор,
член Президиума
Российской ассоциации налогового права,
канд. юрид. наук
Поимущественные налоги граждан – земельный, на автовладельцев и на недвижимость – досаждают плательщикам, главным образом, не своими размерами, а «беспорядочностью». Только заплатил налог за квартиру, поступила платежка об уплате налога за дачу, затем настала очередь заплатить за автомобиль. Казалось все уплачено, но тут присылают повторное требование. Звонишь в инспекцию, отвечают: «Ошиблись, порвите». И так неоднократно.
Все это создает угрозу однажды столкнуться с необходимостью объясняться с судебными приставами или быть остановленным на границе при поездке в отпуск или командировку, получить повестку о вызове в суд…
Вопросы администрирования платежей населения не менее важны и чувствительны, чем отношения инспекций с бизнесом. Рабочая группа Минэкономразвития России и ФНС России подготовила поправки в НК РФ, направленные на существенное облегчение участи налогоплательщиков – физических лиц. Среди важнейших предложений – введение единого уведомления об уплате имущественных налогов: налогоплательщик будет единовременно получать информацию о всех своих обязательствах перед бюджетом.
Это предложение касается и тех случаев, когда налогоплательщики имеют недвижимость на территориях, администрируемых разными инспекциями. Вместо сегодняшней ситуации, когда каждая инспекция выставляет отдельный счет по «своим» объектам, предлагается наделить инспекцию по месту жительства лица обязанностью аккумулировать все сведения о собственности налогоплательщика и формировать итоговый расчет налога.
Подобная система создаст комфорт для граждан, но и сложности для инспекций и казначейства: уплачиваемую налогоплательщиком сумму надо разделить и направить в местные бюджеты – имущественные налоги должны поступать тем территориям, где находится недвижимость, а не только той, где зарегистрирован плательщик.
Успешное решение этой задачи позволит лучше оценить перспективы изменения порядка уплаты налога на доходы граждан. Сегодня он поступает в бюджеты по месту работы плательщика, где налог удерживается работодателем. В результате, «спальные районы», где плательщики проживают и где собранные суммы должны расходоваться, оказываются недофинансированными. Система не меняется, поскольку технические аспекты зачисления платежей по месту жительства граждан кажутся Минфину России и ФНС России невыполнимыми.
При обсуждении плана действий по улучшению администрирования налогоплательщиков ФНС России выдвинула предложение о наделении ее функцией организации проведения государственной кадастровой оценки земель и иных объектов недвижимости.
Однако эксперты и специалисты выступили против этого предложения. Налоговые органы не должны касаться формирования налоговой базы вообще, которая в противном случае будет подчинена задачам пополнения бюджета, а не отражения объективной экономической реальности.
Любой законопроект, в том числе и этот, требует активного участия экспертного сообщества на всех стадиях его обсуждения и принятия. «Налоговед» будет активно способствовать продвижению тех поправок, которые действительно улучшат администрирование платежей граждан.
С уважением,
С.Г. Пепеляев