Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Зыбкая почва ОЭЗ

01, Ноября 2023
С.Г. Пепеляев,
главный редактор
журнала «Налоговед»,
канд. юрид. наук

Рынок, регулируемый надежной правовой базой, – одно из основных условий инвестиционной привлекательности страны. Надежность правовой базы оценивается по множеству критериев. Качество законодательства как показатель совершенства закона (системность, технический уровень, стабильность) – обязательная мерка.

Это требование утраивается в отношении законов, напрямую направленных на создание привлекательного инвестиционного климата, например Закона об ОЭЗ1. Однако последние поправки в этот закон заставили не то чтобы усомниться в его добром качестве, но содрогнуться от ощущения полной «правотворческой безнадеги».

Закон предусматривал, что резидент ОЭЗ, если он существенно нарушит условия соглашения, дающего ему особый статус и льготы, уплачивает установленный в этом соглашении штраф.

Неожиданно решили, что «недостойные» резиденты должны еще и возместить все ранее сэкономленное, в том числе в результате применения инвестиционных налоговых льгот (см. текст во врезке).


Право на льготу

Резиденты ОЭЗ имеют право на льготы:

  • по налогу на прибыль (максимальная экономия – 95%);
  • налогу на имущество и земельному налогу (экономия – 100%);
  • социальным платежам (сокращение минимум на 75%).

В итоге появилась такая норма: размер штрафа увеличивается на сумму налогов, не уплаченных резидентом в связи с предоставлением ему налоговых льгот (п. 5 ст. 21 Закона об ОЭЗ2).

В целом инвестрежимам в России свойствен «компенсационный» подход: инвестор, не выполнивший условия соглашения, обязан компенсировать суммы налогов и сборов, не уплаченных в результате применения льгот. Уплачиваются и пени. При этом суммы доначисляются за весь период действия инвестсоглашения, а не в пределах трехлетнего срока3. Но о том, что сэкономленные налоги включаются в сумму штрафа, приходится слышать впервые.


Комментарий эксперта

Мария Никонова, партнер «Пепеляев Групп», офис в Дубае: «В ОАЭ резиденты свободных зон не получают налоговые льготы автоматически. Для применения нулевой ставки по налогу на прибыль, например, они должны соблюдать определенные критерии. Если эти критерии перестают выполняться, лицо лишается права на льготу на текущий и четыре следующих за ним налоговых периода. Но никакие налоги за предыдущие периоды налогоплательщик не должен доплачивать».

Разберемся с основаниями и порядком такого штрафного довзыскания. И прежде всего с тем, что можно считать «существенным нарушением условий соглашения».

Перечень существенных нарушений объемный и аморфный (п. 3 ст. 20 Закона об ОЭЗ4). Он включает даже всегда возможную в предпринимательстве коммерческую неудачу. Трудно поверить, но введение процедуры банкротства в отношении резидента ОЭЗ рассматривается в этом законе как нарушение самим резидентом условий соглашения. Видимо, законодатель исходит из того, что в отличие от всех остальных предпринимателей резидент ОЭЗ всегда способен избежать предпринимательского риска и его ждет исключительно коммерческий успех. Убыток и последующее банкротство – это нарушение, за которое следует санкция.

Какова природа такой санкции? Кому могло прийти в голову взыскивать недоимку как штрафное доначисление?

Скорее всего, авторы поправки – живо разбирающиеся в любом правовом предмете вездесущие экономисты – имели в виду цивилистический институт ущерба. В их понимании льготы – это расходы бюджета5. Раз бизнес не состоялся, этот «расход» – чистый убыток бюджета, который следует взыскать с нарушителя обещаний.

В текущей практике налоговых органов и арбитражных судов при невыполнении инвестором – получателем налоговых льгот условий инвестсоглашений ему доначисляются налоги (а также взыскиваются пени и штрафы) со ссылкой на нарушение соответствующих положений НК РФ (см. текст во врезке).


Довзыскание налога

Наиболее распространено довзыскание налога на прибыль на том основании, что резидент не ведет предусмотренную соглашением деятельность на территории ОЭЗ (постановления АС СЗО от 09.03.2023 по делу № А56-17106/2022АС ПО от 04.04.2019 по делу № А65-21013/2018).


Исходя из этого, есть высокий риск взимания одних и тех же сумм по двум направлениям: как недоимки и как штрафа. У налоговой службы свои задачи и своя отчетность. Инспекции будет обидно упустить возможность отчитаться о доначислении и уступить его другому взыскателю.

Аргументы для взыскания одной по сути суммы дважды найдутся. Скажем, такой. Закон об ОЭЗ предусмотрел «восстановление налога» в составе штрафа, но не предусмотрел взыскания пеней и штрафа. Без налогового органа исчислить невозможно. Но эти доначисления не могут взыскиваться отдельно от недоимки. Ее-то налоговая и взыщет.

А штраф, пусть и в размере той же недоимки, – это отдельное взыскание не за налоговое, а за инвестиционное нарушение. И рассматривать такое дело в арбитражном суде должны не налоговые судьи (действующие с учетом особенностей, установленных гл. 24 АПК РФ), а иные и в общем исковом порядке.

Штраф за нарушение соглашения о деятельности в ОЭЗ взыскивается, если соответствующее условие закреплено в самом соглашении (п. 5 ст. 21 Закона об ОЭЗ). Нет «основного» штрафа – нет и налогового довеска к нему. Это обстоятельство тоже подтверждает приоритет взыскания недоимки на основе положений НК РФ. Все-таки налоги – публичные платежи, о которых не договариваются. Так что все на своих местах.

Вероятность такого сценария, к сожалению, подтвердит каждый, кто не понаслышке знаком с реалиями рассмотрения споров, касающихся возможностей бюджета получить что-то дополнительно.

Ко всему этому еще одно: из Закона об ОЭЗ исключена стабилизационная налоговая оговорка. Со времени принятия закона в 2005 г. сохранялась норма о том, что положения законодательства, ухудшающие положение налогоплательщиков – резидентов ОЭЗ, не применяются к ним в течение всего срока действия соглашения (ст. 38 Закона об ОЭЗ). По прошествии 19 лет, в течение которых налоговые и финансовые органы упорно сопротивлялись ее применению6, норма исключена из закона (см. текст во врезке). Вместо этого есть указание, что все особенности налогообложения нерезидентов ОЭЗ устанавливаются налоговым законодательством (п. 6 ст. 38.1 Закона об ОЭЗ).


Позиция Минфина

Нет нормативных критериев для суждений «об ухудшении положения резидентов». Это позволяет произвольно толковать установленное правило. В частности, Минфин России обосновал применение к резидентам новой повышенной ставки НДС косвенным характером налога, что, по его мнению, исключает ухудшение положения налогоплательщиков (письмо от 14.02.2019 № 03-07-11/9352).

В другом письме Минфин России указывает на неприменимость стабилизационных условий в отношении страховых взносов, поскольку эти условия установлены не НК РФ, а иным отраслевым законодательством (письмо от 04.03.2019 № 03-15-06/13812).


Но в НК РФ никаких стабилизационных гарантий для резидентов ОЭЗ не предусмотрено.

Этим уже воспользовался Минфин России: он разъяснил, что на резидентов ОЭЗ распространяются положения Федерального закона от 04.08.2023 № 414-ФЗ «О налоге на сверхприбыль», поскольку старая оговорка отменена, а новой нет7. Такой подход представляется неконституционным: государство не может просто так отказаться от ранее выданных гарантий. Принцип законных ожиданий грубо нарушен.

В условиях, когда в течение 2022 г., например, поправки в НК РФ вносились 64 законами, а в первом полугодии текущего года – 19, актуальность стабилизационной оговорки несомненна (см. текст во врезке).


Стабилизационные нормы

В пунктах 4.1–4.5 ст. 5 НК РФ содержатся стабилизационные нормы по СПИК, ТОР и СПВ, СЗПК, САР и СЭЗ на новых территориях. Однако ни по ОЭЗ, ни по РИП таких норм в Кодексе нет.


Нововведения Закона об ОЭЗ многократно повышают налоговые риски компаний и предпринимателей, которые ведут деятельность на территориях, изначально предназначенных для «тепличного взращивания» деловой активности8. Из законодательных дыр и щелей там веет страшным холодом.

1  Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
2 Вступает в силу 1 января 2024 г.
3 См., например: ст. 1618.6 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»; ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации»; п. 4 ст. 284.9, п. 16 ст. 427, п. 5 ст. 288.2, п. 7 ст. 342.3 НК РФ.
4 «Налоговед» уже писал о широкой практике произвольного истолкования этих положений, приводящей к расторжению соглашений и довзысканию налогов: Яковлева В.В. Особые экономические зоны: практика применения льготного налогового режима // Налоговед. 2020. № 5. С. 55–63; Микулин А.И. Территория деятельности как критерий для применения налоговых льгот резидентами ОЭЗ // Налоговед. 2023. № 4. С. 43–49.
5 Пепеляев С.Г. Экономисты атакуют право // Налоговед. 2019. № 5. С. 4–6.
6 Лысенко Е.А. Изменение налогового законодательства: как сохранить гарантии для инвесторов // Налоговед. 2022. № 8. С. 57–63; Микулин А.И. Комментарий [к статье В.В. Яковлевой «Особые экономические зоны: практика применения льготного налогового режима»] // Налоговед. 2020. № 5. С. 63–66.
8 Больше по теме читайте в наших телеграм-канале «СпецИнвестРежимы» (@InvestmentLaw) и справочнике «Инвест Клуба» (@PGInvestmentBot).

С уважением,
С.Г. Пепеляев


S.G. Pepeliaev
The shaky ground of special economic zones