Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Налоговая политика и налоговые споры – 2016

12, Октября 2016
СОБЫТИЕ:

конференция Право.ру, 15 сентября 2016 г., Москва

Темы для обсуждения:

налоговая политика и тренды налогового законодательства;
деофшоризация экономики России: последние законодательные изменения;
обзор судебной налоговой практики.
 

Конференция началась острой для бизнеса и государства темой борьбы с уклонением от уплаты налогов. Дискуссию открыл Г.К. Смирнов, старший инспектор Следственного комитета РФ, назвав недавние решения -российского законодателя в этом вопросе следованием «общемировой тенденции». Он также рассказал, почему с 2014 г. изменился порядок возбуждения уголовных дел: налоговые органы выполняют только функцию контроля, функция выявления налоговых преступлений более широкая, включает, в частности, выявление налогового мошенничества. Органы внутренних дел, в отличие от налоговых органов, вправе осуществлять оперативно-разыскные мероприятия. При этом правоохранительные органы в любом случае должны доказать умысел лица на совершение уголовного преступления.
 

М.Л. Хвалибов, руководитель направления по налогообложению группы компаний Alcoa в России, привел статистику Генеральной прокуратуры РФ. В 2015 г., после появления у правоохранительных органов права возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям без решения налогового органа по проверке, количество возбужденных уголовных дел в этой сфере увеличилось на 46%. Но до суда все так же доходит в несколько раз меньше. Так, в 2015 г. было возбуждено 9041 уголовное дело, в суд попало 1152 дела (12,7%), из них вынесены обвинительные приговоры в 99,6%.
 
В сравнение он привел данные о США, где б´ольшая часть дел доходит до суда (80%). Но в отличие от России расследованием налоговых дел в Соединенных Штатах занимается исключительно налоговая служба, в которой создан специальный департамент доследственных проверок. Может быть, РФ стоит перенять этот опыт и создать в ФНС России аналогичный департамент, предложил докладчик. Кроме того, по его мнению, требуется изменить редакции статей 159 и 199 УК РФ, чтобы исключить из статьи о мошенничестве деяния в виде незаконного возмещения НДС из бюджета.
 
П.Л. Уловкина, консультант отдела международного налогообложения Минфина России, представила законопроект1, который должен ввести в практику дополнительные национальные требования к предоставлению информации российскими организациями финансового рынка в налоговые органы в рамках международного автоматического обмена информацией о налогоплательщиках. Россия включится в этот обмен с 2018 г.
 
Выступающая сообщила, что к концу года еще будут разработаны нормативные правовые акты, регулирующие эту сферу правоотношений.
 
ОЭСР внедряет многосторонние инструменты для унификации национальных налоговых систем в части борьбы с неуплатой налогов. 
Пункт 15 Плана BEPS говорит о многостороннем соглашении о противодействии налоговым злоупотреблениям, к которому любая страна может присоединиться, что упрощает ситуацию. Сейчас, чтобы изменить нормы действующего соглашения об избежании двойного налогообложения с конкретной страной, требуется много времени на согласительные процедуры. При наличии же многостороннего соглашения страна сама решает, по какому пути пойти: присоединиться к нему, то есть использовать более широкие подходы ОЭСР в этой сфере, или же менять нормы соответствующих двусторонних соглашений.
 
Докладчик порекомендовала следить за информацией на сайте ОЭСР, где, в частности, должны появиться списки стран, которые договорятся обмениваться сведениями о налогоплательщиках в автоматическом режиме. 
 
Что касается Минфина России, то планируется разработка разъяснений в зависимости от вида налога, а также по вопросу о том, по каким признакам выявлять конечного бенефициара и какие документы представлять в обоснование.
 
Сейчас идет обсуждение предложенного Минфином России законопроекта, и возможна его правка, поэтому желающие могут внести свои предложения, заключила П.Л. Уловкина.
 
О структуре международных налоговых соглашений, их предмете и правилах применения (процедурах) рассказал В.А. Мачехин, научный секретарь Российского отделения Международной налоговой ассоциации (Рос-ИФА). 
 
По его мнению, по мере того, как российские налоговые органы наладят автоматический обмен информацией с иностранными налоговыми органами, можно ожидать роста налоговых доначислений по операциям российских налогоплательщиков с иностранными компаниями. Уже сейчас редкое судебное дело обходится без ссылки налоговым органом на полученные из иностранных юрисдикций данные. Соглашения не меняются, меняются их толкование и применение.
 
Отдельная сессия конференции была посвящена российской судебной практике по налоговым спорам. Представители бизнеса и налоговые консультанты обсудили важные решения СКЭС ВС РФ, арбитражных судов по вопросам налогового администрирования, в том числе контроля за трансфертным ценообразованием, налоговых последствий финансирования в группах компаний и т. д.
 
Так, О.Л. Сумина, руководитель корпоративной и налоговой практики «Эльдорадо», обозначила возможные налоговые риски трансграничных платежей. 
 
Поскольку внимание налоговых органов к таким платежам усиливается, российским компаниям следует четко понимать свои роль и место в транснациональной корпорации. Налоговые органы, используя правила недостаточной капитализации, ограничивают вычет процентов в целях налогообложения, применяют концепции скрытых дивидендов и бенефициарного собственника, пересматривают внутригрупповые цены. И как показывает практика, часто суды встают на их сторону.
 
Н.С. Иващенко, руководитель межотраслевой телекоммуникационной группы «Пепеляев Групп», среди актуальных для налогоплательщиков вопросов налогового контроля и налогообложения в судебных прецедентах 2015–2016 гг. выделила:
  1. разграничение полномочий налоговых органов в рамках выездной и камеральной проверок;
  2. соблюдение процедуры назначения и проведения экспертизы в рамках налоговой проверки;
  3. оценка законности требования о представлении документов в последний день проверки;
  4. возможность возврата переплаты по налогам без обжалования решения налогового органа;
  5. применение раздельного учета по НДС;
  6. оценка возмездности услуг;
  7. налоговые последствия при капитальном строительстве;
  8. квалификация процентов по займам;
  9. учет убытков присоединяемых компаний;
  10. включение «золотых парашютов» в расходы по налогу на прибыль;
  11. недобросовестность поставщиков;
  12. право на льготу по НДС применительно к платным услугам;
  13. использование смягчающих обстоятельств для снижения штрафов.

1 Текст проекта Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией о финансовых счетах и документацией по международным группам компаний)» опубликован на www.regulation.gov.ru.