Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Дело ООО «МолВест» к Межрайонной ИФНС № 2 по Ярославской области по вопросу реализации права на вычет по НДС по сделкам с организацией - банкротом (Определение судьи ВС РФ Завьяловой Т.В. от 01.02.2021 по делу № А82-4848/2018)

03, Марта 2021

Дело ООО «МолВест» к Межрайонной ИФНС № 2 по Ярославской области по вопросу реализации права на вычет по НДС по сделкам с организацией - банкротом (Определение судьи ВС РФ Завьяловой Т.В. от 01.02.2021 по делу № А82-4848/2018)

В процессе осуществления хозяйственной деятельности Общество в спорный налоговый период (2 кв. 2017 г.) закупало сырье у компании, признанной в 2016 г. банкротом. Поставщиком выставлялись счета-фактуры с выделением НДС по ставке 10%, поставленный товар оплачен налогоплательщиком включая налог.
Основанием для доначисления НДС, пени и штрафа послужил вывод инспекции о неправомерном предъявлении налогоплательщиком к возмещению из бюджета налога по операциям приобретения товара у контрагента, признанного банкротом. Общество обжаловало это решение в суде.

Суды трех инстанций (ВВО), сославшись на подп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ, отказали Обществу в удовлетворении требований.

Общество обратилось в ВС РФ с кассационной жалобой, считая, что выводы судов противоречат подп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ с учетом его толкования Конституционным Судом РФ, изложенным в Постановлении от 19.12.2019 № 41-П. Названный пункт статьи Кодекса признан КС РФ неконституционным в той мере, в какой он создает возможность неоднозначного решения вопроса о праве налогоплательщика на налоговый вычет в подобных ситуациях.
КС РФ, определяя временный порядок применения указанной нормы, указал, что покупатели продукции у банкрота, реализованной с выставлением счета-фактуры, в котором выделена сумма НДС, имеют право на вычет, если не будет установлено, что сумма налога, учтенная в цене продукции, произведенной и реализованной банкротом в процессе его текущей хозяйственной деятельности, при объеме и структуре его долгов заведомо и для конкурсного управляющего, и для покупателя не могла быть уплачена в бюджет.
Общество полагает, что оно не может быть лишено права на вычет, т.к. оно действует добросовестно, не преследуя цели уклониться от уплаты налога, декларируя достоверные сведения о своей хозяйственной деятельности. Обстоятельств недобросовестности налогоплательщика, либо действий, направленных на необоснованное получение налоговых выгод, инспекцией в ходе налоговой проверки не установлено.
Кроме того, Общество не согласно с выводом арбитражных судов о том, что, располагая из общедоступных источников сведениями о финансовом положении поставщика – банкрота, заявитель не проявил должной степени осмотрительности и не учел, что размер кредитных обязательств поставщика превышает балансовую стоимость его имущества, что, по мнению судов, свидетельствует о невозможности уплаты контрагентом в бюджет НДС. Вместе с тем, задолженность поставщика перед бюджетом по НДС, предъявленному к оплате в спорный период, относится к текущим платежам банкрота, и не отражается в опубликованном отчете арбитражного управляющего - единственной общедоступной информацией о финансовом состоянии должника. В этой связи у налогоплательщика отсутствовала объективно возможность оценить реальное финансовое состояние поставщика и прийти к выводу о возможной неуплате им в бюджет налога.