Определение КС РФ от 29.05.2025 № 1498-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Транслогист» на нарушение его конституционных прав пунктами 2 и 3 статьи 11.1 и статьей 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования», а также пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации»
Суть жалобы:
По мнению ООО «Транслогист», пункты 2 и 3 статьи 11.1 и статья 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» позволяют накладывать финансовые санкции на страхователей за непредставление в орган Социального фонда сведений по форме СЗВ-М, притом что, как полагает заявитель, с 1 января 2023 года в связи с принятием Федерального закона от 14 июля 2022 года № 237-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность представления сведений по этой форме отменена. Нарушение своих конституционных прав пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель усматривает в том, что им не исключается принятие решения о наложении на страхователя финансовых санкций и их взыскание при несоблюдении органом Социального фонда установленных сроков совершения данных действий. В связи с этим заявитель просит признать названные законоположения не соответствующими статьям 19 (части 1 и 2), 46 (часть 1) и 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
Позиция Конституционного Суда:
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
2.1. Пункты 2 и 3 статьи 11.1 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» устанавливают правила взаимодействия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, и Социального фонда, на который возложено ведение индивидуального (персонифицированного) учета, по поводу сведений, представляемых для целей такого учета. В свою очередь, статьей 17 названного Федерального закона регламентируется порядок привлечения страхователей к ответственности за неисполнение обязанностей по представлению отдельных сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Следовательно, оспариваемые ООО «Транслогист» положения Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» не могут расцениваться в качестве нарушающих его конституционные права в указанном в жалобе аспекте. При этом, согласно приложенным к жалобе материалам, суды, признавая правомерным наложение на заявителя финансовых санкций, приняли во внимание, что им не были представлены сведения за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года, тогда как в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 237-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются страхователями за указанные периоды в порядке, действовавшем до дня вступления в силу данного Федерального закона.
2.2. Статья 48 Налогового кодекса Российской Федерации, определяя в пункте 3 сроки обращения налогового органа в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании налоговой задолженности, в пункте 4 устанавливает, в частности, что административное исковое заявление о ее взыскании может быть предъявлено не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац второй).
Данное законоположение применительно к взысканию финансовых санкций, наложенных на страхователей за непредставление сведений, предусмотренных Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования», действует в совокупности со статьей 17 данного Федерального закона, которая, помимо прочего, в части двадцать второй предусматривает, что страхователь не может быть привлечен к ответственности за совершение правонарушения, если со дня, когда орган Социального фонда узнал или должен был узнать о правонарушении, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности).
Приведенное регулирование не может рассматриваться как нарушающее в указанном в жалобе аспекте конституционные права ООО «Транслогист», при разрешении конкретного дела которого суды, как следует из судебных актов, исходили из того, что срок давности наложения на заявителя финансовых санкций не истек и органом Социального фонда были соблюдены сроки, отведенные на обращение за вынесением судебного приказа о взыскании финансовых санкций и подачи соответствующего искового заявления в суд.
Решение Суда:
Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.