ВС РФ определил налоговые последствия изъятия имущества недружественными странами
В Определении от 18.04.2025 по делу № А09-12215/2023 СКЭС ВС РФ определила налоговые последствия изъятия имущества недружественными странами.
Налогоплательщик перевозил грузы через территорию Украины, но после начала СВО транспортные средства были изъяты украинскими властями. В рамках госпрограммы Общество получило субсидию - компенсацию стоимости транспорта и груза, которую в доходы для целей УСН (6%) не включил. Налоговый орган с этим не согласился, и суды трех инстанций его поддержали. Верховный Суд РФ все судебные акты отменил и указал, что полученная Обществом субсидия его доходом не является.
Поскольку Общество применяло УСН (6%), то оно не учитывало расходы для целей налогообложения. В такой ситуации включение суммы субсидии в облагаемые доходы означало бы, что часть субсидии просто вернется в бюджет в виде налога и своего публичного назначения не выполнит. С другой стороны, если субсидия – не доход, то если налогоплательщик ее получит, а расходы спишет в уменьшение налоговой базы, он окажется в выигрыше, причем за счет государства.
Суд указал, что налоговое регулирование направлено на обложение «реальной» экономической выгоды. Поэтому субсидия не является доходом, «когда установление виновников незаконного изъятия (хищения) имущества и (или) предъявление к ним требования о возмещении ущерба существенно затруднено или невозможно, а получатель средств субсидии не учитывает расходы в силу избранного им режима налогообложения».
А почему стоит обратить внимание на это дело, если компания не находится на УСН и не получает субсидии из бюджета, - в комментарии юристов "Пепеляев Групп".