Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Налоговые комиссии: есть ли правовые основания их работы?

27, Января 2021

27 января 2021 г. в ТПП РФ состоялось обсуждение некоторых вопросов применения налогового законодательства. Одним их них стал вопрос о правовых основаниях работы налоговых комиссий и иных мероприятий с участием налогоплательщиков в рамках предпроверочного анализа1.

Докладчики:
В.М. Зарипов, руководитель аналитической службы юридической компании «Пепеляев Групп»
В.В. Ваюкин, управляющий партнер компании «Персональный налоговый менеджер»
К.Ю. Литвинова, партнер, руководитель группы налоговой практики юридической компании «Пепеляев Групп»

Статистика ФНС России показывает, что выездные налоговые проверки - уже не столь популярный инструмент налогового контроля, их количество снижается из года в год. Деятельность налоговых органов смещена на предпроверочный анализ информации о налогоплательщиках, в рамках которого и практикуется вызов на комиссии.
Между тем в справочных системах, в сети Интернет мы не найдем правовых актов ФНС России, регулирующих работу комиссий, что позволяет ставить вопрос о их законности. Кроме того, неурегулированность деятельности комиссий не способствует правовой определенности и защите прав налогоплательщиков, которые, получив приглашение на комиссию, часто не понимают, чего им ждать.
На площадке ТПП РФ этот вопрос поднимается не впервые. Высказывались даже предложения о необходимости принятия налогового процессуального кодекса, который бы в том числе включил нормы о комиссиях.
Среди вопросов, требующих внимания законодателя: порядок раскрытия налоговыми органами информации налогоплательщику, вызванному на комиссию (поводов для вызова); порядок и срок формирования позиции налогоплательщика по предъявленным на комиссии претензиям (ответов на вопросы); оформление результатов обсуждения на комиссии (сейчас протокол заседания если и составляется, то остается в налоговом органе); последствия принятых на комиссии решений. Замечено, что согласие налогоплательщика на корректировку налогового обязательства, на доплату налога в бюджет не должно означать автоматического признания вины. Таким налогоплательщикам должно быть предоставлено право заявить об отсрочке (рассрочке) уплаты сумм доплаты. Если на комиссии обсуждаются разрывы в цепочках уплаты НДС, то к работе комиссии должны привлекаться контрагент налогоплательщика и налоговый орган, на учете которого он состоит.
Обращено внимание на то, что ФНС России поддерживает и продвигает международные инструменты мягкого права, но подобную практику можно ввести и для внутрироссийских целей контроля.
Участники обсуждения не оставили без внимания и весьма распространенную практику налоговых органов по истребованию документов у налогоплательщиков вне какой бы то ни было налоговой проверки. Количество запрашиваемых документов, периоды деятельности налогоплательщика, о которых идет речь в требованиях, свидетельствуют о том, что налоговые органы получают таким способом возможность оценивать деятельность налогоплательщика не назначая проверку.
По итогам обсуждения участники согласились, что деятельность комиссий должна быть урегулирована на законодательном уровне: общие нормы – в НК РФ, конкретика – с помощью мягкого права. Экспертный совет ТПП РФ по совершенствованию налогового законодательства начнет работу по подготовке соответствующих предложений. 

Видеозапись обсуждения размещена в Youtube

1. См. результаты опроса «Оценка деятельности комиссий налоговых органов».