Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Определение СКЭС ВС РФ от 19.06.2020 по делу № А51-24425/2018

19, Июня 2020

Ретроактивное применение решения Комиссии ЕЭК, ухудшающего положение участника ВЭД, недопустимо

Определение СКЭС ВС РФ от 19.06.2020 по делу № А51-24425/2018 (далее — Определение).

Регулярный мониторинг дел, передаваемых в СКЭС ВС РФ, позволяет отбирать наиболее интересные для практики решения. Прокомментируем с экспертами определение по таможенному делу с универсальной для практики позицией о действии закона во времени.

Фабула дела

В марте 2017 г. ООО «Цеппелин» ввезло в РФ детские подгузники, задекларировав их по коду ТН ВЭД 9619 00 810 9 (ставка НДС 18%). В июне 2018 г. общество заявило об изменении классификационного кода на ТН ВЭД 9619 00 810 1 (ставка НДС 0%) и просило таможенный орган вернуть излишне уплаченный налог. Изменение кода было связано с качественными показателями подгузников, что подтверждалось приложенным экспертным заключением и позволяло отнести товар к другой субпозиции.

Таможенный орган требования ООО «Цеппелин» не удовлетворил, сославшись на то, что классификационный код определен верно.

Суды трех инстанций поддержали позицию таможни:

  • Решение Коллегии ЕЭК1 2014 г. допускало различную классификацию подгузников в рамках позиции ТН ВЭД 9619 00; в ноябре 2017 г. в него были внесены изменения2, которые вступили в силу с 16 декабря того же года и предусматривали только один вариант классификации этого товара;
  • поскольку на момент обращения общества действовала новая редакция Решения № 156, товар подлежит классификации по коду, первоначально указанному в декларации; уплаченный налог возврату не подлежит.
1Решение Коллегии ЕЭК от 16.09.2014 № 156 «О классификации подгузников детских одноразовых по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза» (далее — Решение № 156).
2Решение Коллегии ЕЭК от 14.11.2017 № 156 «О внесении изменений в Решение Коллегии ЕЭК от 16.09.2014 № 156».

Общество обратилось в ВС РФ.

Позиция Верховного Суда РФ

СКЭС указала, что суды не учли положений права Таможенного союза (далее — Союз), разъяснений КС РФ и Пленума ВС РФ.

1. Правом Союза3 установлен общий запрет на использование с обратной силой решений Комиссии ЕЭК, ухудшающих положение участников ВЭД. Поэтому, рассматривая вопрос о допустимости применения новой редакции Решения № 156 к требованиям заявителя, судам следовало оценить, не приведет ли это к ущемлению его прав и свобод.

Как указал Пленум ВС РФ4, при применении актов Союза, которые изменяют права и обязанности участников ВЭД, в том числе по уплате таможенных платежей, должны учитываться принципы поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, а также недопустимости придания обратной силы новому таможенному регулированию, ухудшающему положение участников ВЭД. Нарушение этих принципов создает неблагоприятные имущественные последствия для добросовестных участников оборота, полагавшихся в определении своих прав и обязанностей на ранее принятые в их отношении акты и (или) устоявшиеся в практике подходы.

3Пункт 17 Положения о Евразийской экономической комиссии (Приложение № 1 к Договору о ЕЭС от 29.05.2014).
4Пункт 4 Постановления Пленума ВС РФ от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» (далее — Постановление Пленума ВС РФ № 49).
 
2. Отказ в возврате таможенных платежей на том основании, что, когда общество обратилось в таможенный орган для изменения кода, Комиссия ЕЭК приняла иное решение о классификации товаров, приводит к прекращению ранее возникшего у участника ВЭД права на возврат излишне уплаченных таможенных платежей. Это право для ООО реально существовало, поскольку к моменту вступления в действие поправок в РФ сформировалась устойчивая практика (международная и в регионе заявителя), допускавшая классификацию детских подгузников по варианту, изложенному в первоначальной редакции Решения № 156.

Декларируя для более быстрого выпуска товар по иному коду, общество ожидало, что в дальнейшем сможет вернуть переплату, если подтвердит наличие у ввезенных товаров определенных свойств, которые согласно сложившейся практике позволяли классифицировать товар по иному коду. Таможенный орган не привел доказательств, что общество действовало недобросовестно, знало или должно было знать об ошибочности практики и поэтому не могло полагаться на нее.

СКЭС ВС РФ пришла к выводу, что применение новой редакции Решения № 156 имело ретроактивный характер и ухудшило положение заявителя как участника ВЭД.

Принятые по делу судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение.


Комментарии

О. А. Басманова,
юрист дирекции налоговой и административной практики АО «Полиметалл УК» (Санкт-Петербург)

Позиция ВС РФ — положительное следствие выводов КС РФ о порядке применения принципа действия закона и его толкования во времени в публично-правовых отношениях5. В Определении сделан вывод, что ретроспективное применение нового порядка классификации спорного товара недопустимо, поскольку ухудшает положение добросовестного участника ВЭД, действовавшего в условиях устойчивой практики классификации товаров.

Постановления КС РФ от 21.10.2010 № 1-П, от 27.11.2017 № 34-П (далее — Постановление КС РФ № 34-П).
 
Основанием для вывода о наличии такой устойчивой практики в деле послужила сформированная судебная практика, которой подтверждался выбранный декларантом порядок классификации товаров (см. врезку).

Судебная практика

Выбранный декларантом принцип декларирования подтвержден:

Определением СКЭС ВС РФ от 25.12.2017 по делу № А40-126986/2016 ООО «Инвестпроект»;

более чем 13 судебными делами, рассмотренными в регионе декларирования товара Арбитражным судом Дальневосточного округа в период с 2016 по 2017 г.


Согласно п. 4 Постановления Пленума ВС РФ № 49 к устойчивой практике классификации товаров отнесена административная и судебная практики. При этом устойчивая практика имеет место, когда есть как одновременно судебная и административная практика, так и одна из них.

В Постановлении Пленума ВС РФ № 49 не определено, какая судебная практика считается устойчивой: вступившее в силу решение суда первой инстанции, постановление окружного суда, судебный акт высшего судебного органа? А также не установлено, какое количество таких судебных актов должно быть.

Ранее Постановлением КС РФ № 34-П применительно к налоговым правоотношениям устоявшейся судебной практикой было признано отказное Определение ВАС РФ. Но подробных разъяснений понятия «устоявшаяся судебная практика» в этом Постановлении и каких-либо иных актах КС РФ или ВС РФ нет.

Положительный момент в деле ООО «Цеппелин» — подтверждение практикообразующего значения определений СКЭС.

Очевидно, что на вывод ВС РФ о наличии устойчивой судебной практики квалификации товара повлияло также значительное количество дел, рассмотренных на уровне Арбитражного суда Дальневосточного округа. В таких обстоятельствах декларант мог разумно полагать, что имеется установленный порядок классификации ввозимых им товаров и этот порядок верен. Сложно представить, что была ошибка в порядке квалификации товара, о которой участник ВЭД знал и которой воспользовался для получения выгоды.

Однако нет очевидного ответа на вопрос, будет ли установлен факт наличия устоявшейся практики при иных фактических обстоятельствах: например, если есть несколько судебных актов на уровне округа, но нет судебной практики на уровне ВС РФ.

Тем не менее выводы о признании в качестве устойчивой судебной практики определений СКЭС ВС РФ и постановлений окружного суда универсальны и важны для всех публично-правовых споров, поскольку:

  • определяют общие критерии разумного и добросовестного поведения подчиненной стороны в отношениях с государственными органами;
  • обеспечивают выполнение принципов поддержания доверия граждан к действиям государства и правовой определенности, действия закона во времени.

П. А. Попов,
ведущий юрист «Пепеляев Групп»

Определение напоминает, что, оценивая законность административных решений, нужно учитывать не только толкование и применение закона, которое считается верным на время разрешения правового спора, но и ранее складывавшуюся административную или судебную практику, которая давала участникам оборота разумные и правомерные ожидания иного исхода дела.

Речь идет о принципе охраны доверия к действиям публичной власти, иначе называемом принципом защиты правомерных ожиданий. Этот принцип распространяется на деятельность любых органов власти, включая налоговые. Необходимость ему следовать провозглашалась высшими судами неоднократно. Помимо многочисленных постановлений КС РФ, которые упоминаются в Определении СКЭС ВС РФ и выносились с начала 2000-х гг., надо отметить недавнее Постановление от 28.12.2017 № 34-П, где рассматривался вопрос о недопустимости обратной силы отрицательных для налогоплательщиков изменений судебной практики.

Кроме того, в самом Определении есть ссылка на п. 4 Постановления Пленума ВС РФ № 49, где указано, что изменение ранее сложившейся устойчивой практики не может влечь дополнительные обязанности в отношении действий, совершавшихся ранее согласно такой практике, если лицо добросовестно полагало, что не несет этой обязанности.

Отличие рассматриваемого спора состоит в иной направленности интереса заявителя: он стремился не избежать дополнительной обязанности, а вернуть переплату обязательного платежа.

Зарубежный опыт, например германский (см. врезку ниже), показывает, что администрация не может нарушать защиту доверия, если ранее вынесенным актом дала основания полагаться на благоприятные последствия.

Опыт Германии

В германском Законе об административных процедурах ограничивается отмена благоприятных административных актов, если лицо могло полагаться на их законность (п. 2 § 49). Этот подход был выработан Высшим административным судом Пруссии еще в позапрошлом веке (см.: Давыдов К. В. Принципы административных процедур: функции, система, перспективы развития // Вестник ВГУ. Серия: Право. 2017. № 2. С. 136).

Благоприятный акт теряет силу в ситуации, когда лицо не знало о его неправомерности из-за своей грубой неосторожности, без которой ей было бы известно об ошибочности акта.

Еще одно возражение административного органа против законных ожиданий — ссылка на коррупционность ранее вынесенного благоприятного административного акта или на его получение посредством угрозы. Но такая ситуация объективно редкая.

В оценке, могло ли лицо полагаться на прежнюю практику, ключевой вопрос — о ее устойчивости и однозначности. В конкретном деле прежний благоприятный подход поддерживался судами, включая ВС РФ. Практика в виде не менее чем двух постановлений окружного суда кассационной инстанции по месту разрешения спора, вероятно, может быть сочтена достаточной. Но если положительная практика была в другом округе, то, даже если нет какого-то третьего округа с отрицательной практикой, возникают опасения, что правомерные ожидания не будут сочтены достаточно обоснованными.

Еще более плачевной выглядит перспектива доказывания административной практики, учитывая, что конкретное лицо может узнать о ней лишь в отношении себя, а также, вероятно, других организаций той же группы. В России нет обыкновения публиковать правовые позиции административных органов, в том числе без указания лиц, в отношении которых вынесены административные акты. Лишь начала складываться практика публикации решений налоговых и антимонопольных органов6.

Леонов Е.М. Cервис «Решения по жалобам»: плюсы и минусы // Налоговед. 2020. № 7. С. 43–53.

В Определении указано на возможность отказа в защите правомерных ожиданий, когда разумное и добросовестное лицо не могло полагаться на ранее имевшиеся подходы, а равно когда лицо действует «в целях извлечения выгоды из ошибок, допущенных органами публичной власти». Однако не вполне ясно, что следует понимать под такими ситуациями.

По нашему мнению, речь не должна идти об оценке именно правовой убедительности прежних подходов, поскольку она не может быть верифицирована и всегда будет произвольной. Даже если судья внутренне убежден, что прежний подход неверен, а ухудшение практики правильно, это не означает, что так же должен думать заявитель, ищущий защиты доверия.

Полагаем, что возражения против ссылки на правомерные ожидания могут возникать, когда она основана на прежней практике в отношении самого заявителя. Если практика была общей и единой для всех лиц в схожих обстоятельствах, то она достаточно обосновывает правомерные ожидания, если административный орган не доводил до лица прямо и однозначно, что прежняя благоприятная позиция не может и не будет применяться на будущее.

В зарубежном праве — в частности, в Германии на основании упомянутого выше законоположения — против ссылки на правомерные ожидания административные органы могут возражать с помощью довода, что лицо предоставило такому органу недостоверные сведения о фактах. Возможно и возражение на том основании, что заявитель знал о неправомерности ранее вынесенного благоприятного акта (что можно доказать скорее по фактам, чем по правовому обоснованию прежнего акта).

Однако используются за рубежом и оценочные доводы против ссылок на защиту законных ожиданий. В этой части иностранный опыт трудно назвать применимым в России, так как он оставляет слишком широкий простор для произвольного усмотрения правоприменителя.

В сегодняшних условиях развитие правовых подходов к защите законных ожиданий вряд ли будет быстрым даже на уровне судебной практики, не говоря уже о законодательстве, где такого принципа не найти. Однако внимание высшей судебной инстанции к нему следует всемерно поддержать.


Legal positions of the Supreme Court
 
Experts comment on the ruling issued by the Russian Supreme
Court’s Judicial Panel for Economic Disputes in a customs case setting
out a position on the operation of law in time, which is universal
for case law