Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

«Русский мытарь» сообщает

30, Ноября 2007

Мы продолжаем наше сотрудничество с журналом «Русский мытарь»

в лице его главного редактора И. Хаменушко

Налогоплательщиков ждет арбитраж. Биржевой

Первая Международная налоговая биржа открывается в ближайшие дни в Москве. Торги в тестовом режиме уже ведутся.               

Смысл: 

– хеджирование налоговых рисков;           

– получение дополнительного дохода или сокращение убытков;     

– секьюритизация налоговых требований.              

Это прорыв в сферу финансовых технологий XXI века, преодоление извечного дуализма частного и публичного интересов в финансовой сфере. Теперь — подробности.

Новая биржа создана для организации цивилизованного рынка налоговых обязательств и требований. Механизм торгов пока, похоже, не понимают даже сами его создатели. Скептики убеждены, что затеянное предприятие будет успешным до тех пор, пока этого механизма не понимают налоговые органы.

Идея в целом такова. Сейчас любое предприятие должно дождаться конца налогового (отчетного) периода и заплатить налог либо авансовый платеж в установленном законом порядке. Теперь у него есть альтернатива: не дожидаясь наступления отчетной даты, продать свои налоговые обязательства [ сноска 1 ] . То же самое может сделать и налоговый орган, продав или купив право требования к налогоплательщику. По крупным налогоплательщикам ожидаемая сумма налога к уплате по налоговой декларации или по результатам проверки может дробиться на стандартные обязательства (требования) с удобным номиналом, которые и будут основным базисным активом производных финансовых инструментов, котируемых на бирже.

Теоретически сделка может быть поставочной (реальная передача прав и обязанностей при ее исполнении) либо спекулятивной (так называемый «налоговый арбитраж», при котором сторона выплачивает либо получает разницу между оценкой налоговых обязательств по сделке и их реальной величиной по результатам отчетного периода или проверки). Заметим, что до настоящего времени законность поставочных сделок на налоговом рынке нуждается в дополнительном обосновании, поскольку налоговое законодательство не содержит норм об уступке прав и обязанностей такого рода.

Простейшим примером налоговой сделки служит расчетный налоговый форвард.

Допустим, предприятие «Х» рассчитывает по итогам месяца исчислить и заплатить налог на прибыль в сумме 1 млн. руб. По этой цене оно продает свое налоговое обязательство предприятию «Y» со сроком исполнения не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным. По наступлении даты исполнения биржа на основании отчетности налогоплательщика рассчитывает вариационную маржу. Расчеты сторон производятся на разницу между предполагаемой и реальной суммой налога. Если к уплате в бюджет следует реально, скажем, 1,2 млн. руб., то вариационную маржу плюс 0,2 млн. руб. получает продавец (налогоплательщик). Если к уплате в бюджет следует всего 0,8 млн. руб., то разницу получает покупатель. Реальная поставка базового актива (обязательства по уплате налога в бюджет) между сторонами не производится, с бюджетом по-прежнему рассчитывается налогоплательщик.

В текущей деятельности налогоплательщиков это позволяет хеджировать налоговые риски, вызываемые невозможностью точно рассчитать сумму будущих налоговых выплат компании. Однако для серьезной спекулятивной игры, которая могла бы привлечь большое количество участников и создать реальный налоговый рынок, такие инструменты не годятся.

Более серьезные возможности открывают фьючерсные и опционные контракты на результаты выездных налоговых проверок.

Рассмотрим, как будет выглядеть опцион «пут» на выездную налоговую проверку.

Налогоплательщик ожидает проверку по налогу на прибыль за 2006 год. Исходя из статистики предъявления налоговых претензий, он оценивает ожидаемую сумму дополнительных начислений в 10 млн. руб. и выставляет ее на продажу. С покупателем заключается опционный контракт, по которому покупатель уплачивает опционную премию и получает право приобрести налоговое обязательство по заранее оговоренной цене в срок не позднее даты вынесения решения. Если сделка очевидно невыгодна покупателю (например, сумма налоговых доначислений превысила ожидаемые 10 млн. руб., и покупатель должен будет либо исполнять обязательство в полном объеме, либо платить налогоплательщику вариационную маржу), покупатель отказывается от сделки и его потери ограничиваются уплатой опционной премии. Для налогоплательщика опционная премия в этом случае служит утешительным призом.

Равным образом налоговый орган, планирующий проверку налогоплательщика, может продать на бирже опцион «колл». В этом случае налогоплательщик покупает право «продать» в будущем свои налоговые обязанности налоговому органу. Допустим, опцион заключается на право налогоплательщика продать сумму налоговых доначислений по проверке за 10 млн. руб. За это право налогоплательщик уплачивает опционную премию продавцу опциона, налоговому органу. Если по итогам проверки сумма доначислений составляет 12 млн. руб., то налогоплательщик реализует свое право, избавившись от обязанности отдавать в бюджет 12 млн. руб., уплатив 10 млн. руб. и опционную премию. Если сумма начислений составляет 8 млн. руб., налогоплательщик не реализует свое право, теряя сумму опционной премии.

Возникает ощущение, что при заключении таких сделок налоговому органу будет сравнительно невыгодно увеличивать сумму претензий против ожидаемых. Скорее всего в такой ситуации выездная налоговая проверка проводиться не будет, а будут котироваться стандартные фьючерсы налогового органа и налогоплательщика встречной направленности с расчетами на разницу.

Отдельная торговая секция на бирже будет организована для торгов налоговыми облигациями — ценными бумагами, эмитируемыми участниками налоговых отношений под ожидаемые поступления средств в бюджет или из бюджета. Так, ожидается, что налогоплательщики, имеющие право на возмещение из бюджета сумм НДС, смогут размещать облигации под ожидаемые поступления.

В свою очередь, финансовое ведомство получит возможность привлечь наличные денежные средства, выпустив беспроцентные облигации, обеспеченные денежным потоком, ожидаемым от проведения налоговых проверок. Налогоплательщики, владеющие подобными облигациями и желающие избежать длительных судебных тяжб, смогут направить эти облигации на погашение недоимок по номиналу, в чем и будет заключаться основной интерес операций с такими облигациями. Ожидается, что тем самым данному финансовому инструменту на рынке будет гарантирован устойчивый спрос.

В итоге будет создана площадка, на которой встретятся и получат рыночную оценку представления налоговых органов о возможности начислить недоимку и представления налогоплательщиков о возможности ее оспорить. Биржа никогда не заменит собой суда полностью, аналогично тому, как торговля производными финансовыми инструментами никогда не вытеснит полностью сделок с реальным товаром. Но в большинстве случаев стороны смогут избежать судебной тяжбы, доверившись оценке их шансов независимыми участниками налогового рынка.

 


[ сноска 1 ]

 

Мы используем здесь термин «обязательства», чтобы выделить ту часть обязанностей налогоплательщика, которая состоит в уплате денег бюджету (денежные обязательства).