Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Взаимосогласительные процедуры по применению соглашений об избежании двойного налогообложения

30, Сентября 2015

Ю.С. Захарова, старший юрист «Пепеляев Групп» 
E-mail: info@pgplaw.ru

На примере стран – членов ОЭСР исследуется, что такое взаимосогласительная процедура, в каких случаях она используется, как имплементируются найденные в результате ее проведения решения. Также определяются шаги, необходимые для того, чтобы этот институт начал работать в полную силу в России

Проведение взаимосогласительной процедурыпредусмотрено практически всеми cоглашениями об избежании двойного налогообложения2, заключенными Российской Федерацией. Суть этой процедуры состоит в том, чтобы достичь согласия по применению СИДН между двумя государствами-участниками, если спорный вопрос не удается решить на внутригосударственном уровне. Иными словами, она представляет собой что-то вроде межгосударственной медиации.

Например, гражданин РФ владеет недвижимостью и бизнесом на Кипре, живет на две страны и оба государства считают его своим резидентом. В таких случаях необходимо обращаться к ВСП, чтобы решить, по какой ставке и нужно ли уплачивать налог в России.

Существенные изменения российского налогового законодательства, направленные на деофшоризацию и касающиеся положений о резидентстве, введении института контролируемых иностранных компаний, фактического получателя дохода, рано или поздно вызовут необходимость обращения к взаимосогласительным процедурам в случае возникновения спорных международных вопросов. Пока этот институт в нашей стране почти не действует, примеры обращения за проведением ВСП если и есть, то единичные. Однако в его отсутствие налогоплательщики, обложенные налогом дважды в разных странах в силу неясных положений СИДН, не имеют правовых возможностей решить эту проблему.

Статистика

Тройку лидеров по проведению ВСП среди стран – членов ОЭСР составляют Германия, Великобритания и Франция: по состоянию на конец 2013 г. – 858, 732 и 618 дел соответственно; в 2010 г. – 484, 705 и 490 дел.

Число дел, рассматриваемых в странах-членах в рамках ВСП, с 2006 по 2013 г. выросло на 94%.

Средние сроки внешней (межгосударственной) стадии ВСП: 23,6 месяца – в 2013 г.; 25,5 месяца – в 2012 г.; 25,4 месяца – в 2011 г.

По данным официального сайта ОЭСР – URL:http://www.oecd.org/ctp/dispute/map-statistics-2013.htm.

Европейские страны и США

Взаимосогласительная процедура проводится в ситуациях, когда (1) возникают противоречия при применении СИДН и (2) они не могут быть разрешены компетентным органом самостоятельно, без помощи другого государства.

Механизм проведения ВСП в странах – членах ОЭСР (см. текст на полях), в частности Германии, Великобритании, Нидерландах, основан на Руководстве по эффективным взаимосогласительным процедурам3. Оно было принято ОЭСР в обновленной версии в феврале 2007 г., имеет характер инструкции и представляет собой базовый документ, своего рода методическое пособие для принятия соответствующих процедур на уровне национального законодательства.

В Руководстве ОЭСР определены цель и назначение ВСП, процедура подачи и рассмотрения запроса, роль и механизм участия налогоплательщика в рассмотрении обращения, соотношение ВСП и норм национального права.

Основания для проведения и виды ВСП. В практике европейских стран4взаимосогласительные процедуры применяются в основном для решения следующих вопросов (см. текст на полях):

  •          отнесение прибыли к постоянному представительству;
  •          получение статуса резидента;
  •          применение законодательства о недостаточной капитализации;
  •          квалификация и налогообложение излишней части процентов и роялти, выплачиваемых между ассоциированными организациями;
  •          применение правил трансфертного ценообразования к международной сделке между взаимозависимыми лицами (вопрос о симметричных корректировках).

Дополнительные условия применения ВСП

В Нидерландах можно обратиться с просьбой о ВСП в случае различной интерпретации понятий «юридическое лицо» (частная компания или партнерство) и «доход» (например, в виде дивидендов или процентов), что может привести к двойному налогообложению. См.: официальный сайт Правительства Королевства Нидерландов. URL: http://www.government.nl/.

В Германии ВСП возможна в следующих случаях:

— обложение в другом государстве дохода, который согласно СИДН не должен там облагаться;

— применение дискриминационного режима к налогоплательщику в другом государстве;

— отказ в предоставлении налоговых льгот в другом государстве, которые согласно СИДН должны быть даны налогоплательщику.

См.: Меморандум Германии от 13.07.2006 по взаимосогласительной и арбитражной процедурам в сфере налогов на доход и капитал.

ВСП может проводиться при нарушении прав налогоплательщика неправильным применением нормы СИДН (регулярная), а также если возник спор о применении нормы, но решение налоговым органом еще не вынесено (предварительная). Предварительная ВСП предусмотрена в Нидерландах, к примеру в случае корректировки дохода в связи с применением правил трансфертного ценообразования, если нет уверенности, что другая сторона сделки сможет получить в своем государстве встречную корректировку.

Обращение о проведении ВСП. Требование о проведении предварительной взаимосогласительной процедуры можно заявить непосредственно в налоговый орган (к инспектору), который должен вынести соответствующее решение.

За проведением регулярной ВСП налогоплательщик вправе обратиться в компетентный орган своего государства. Как правило, компетентным органом выступает главное финансовое или налоговое ведомство страны. Так, в Германии это Федеральная центральная налоговая служба, в Нидерландах – Министерство финансов, в Великобритании – Управление Ее Величества по налогам и таможенным пошлинам.

Исходя из пунктов 30, 36 Комментариев к статье 25 Модельной конвенции ОЭСР5, взаимосогласительная процедура включает в себя две стадии:

внутреннюю, основанную на взаимодействии налогоплательщика и компетентного внутреннего органа после соответствующего обращения;

внешнюю (межгосударственную), осуществляемую на уровне взаимоотношений между двумя государствами после обращения одного государства к другому.

Заявление о применении ВСП должно содержать: сведения о налогоплательщике, факты и обстоятельства спорного случая, налоговый период, в котором возникло двойное налогообложение, и т. п.6 Как и во всех административных процедурах, существует исковая давность подачи заявления. В пункте 1 статьи 25 Модельной конвенции ОЭСР установлен минимальный срок – три года с момента, когда налогоплательщик узнал о нарушении своего права. Но каждое государство может его увеличить: например, в Германии он составляет четыре года, а в Великобритании – шесть лет.

Процедура ВСП. Рекомендованный ОЭСР срок для внутренней ВСП (рассмотрение заявления налогоплательщика компетентным органом) – 30 дней7. В Нидерландах он увеличен в два раза.

Рассмотрев заявление, компетентный орган делает вывод о наличии или отсутствии оснований для инициирования следующей, внешней стадии ВСП, которая проходит уже на межгосударственном уровне. О результатах принятого решения налогоплательщика уведомляют письменно. Кстати, сам налогоплательщик на всех стадиях ВСП играет роль наблюдателя, не участвует активно в процессе, а лишь предоставляет необходимую информацию, документы и пояснения.

Внешняя (межгосударственная) процедура длится примерно два года (см. текст на полях). Некоторые государства заключают двусторонние соглашения о проведении ВСП. На время проведения ВСП налогоплательщику по его заявлению может предоставляться отсрочка в уплате налога. В частности, в соответствии с Административным соглашением между США и Нидерландами спорный налог не взимается до достижения межгосударственного соглашения. При этом на налог, подлежащий взысканию по завершении ВСП, могут быть начислены пени и штрафы, за исключением случаев, предусмотренных национальным законодательством.

Исполнение решения ВСП. С практической точки зрения по завершении взаимосогласительной процедуры возникают два вопроса: как имплементировать решение двух государств на национальном уровне и что делать, если соглашение не достигнуто?

Отвечая на первый из них, предположим, что порядок и условия имплементации межгосударственного решения должны быть предусмотрены в национальном законодательстве. Так, согласно пункту 4.2 Меморандума Германии от 13.07.2006 по взаимосогласительной и арбитражной процедурам в сфере налогов на доход и капитал решение имплементируется налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика.

Следует отметить, что если взаимосогласительная процедура проводилась одновременно с судебным разбирательством на национальном уровне по тому же вопросу8, то решение по ВСП, не совпадающее с решением суда, не может его преодолеть и, значит, имеет силу только в другом государстве.

Если по итогам ВСП сторонам не удалось прийти к соглашению, они могут обратиться к арбитражной процедуре по спорным вопросам9. Возможность ее проведения предусмотрена, например, статьей 25 СИДН между Германией и Австрией10.

Длительность внешней ВСП в Нидерландах

По Административному соглашению между США и Нидерландами стороны будут стремиться разрешить спорный случай (отреагировать на обращение) в течение 18 месяцев с момента представления «запрашивающим» государством, в котором возникло неправильное налогообложение, «отвечающему» государству письменного меморандума с изложением позиции. Если одновременно спорный вопрос служит предметом судебного рассмотрения в соответствующем государстве, период такого рассмотрения не включается в указанный срок. «Запрашивающая» сторона представляет меморандум в течение 120 дней с момента принятия дела от налогоплательщика. Этот документ, если он требуется по существу спора (например, по делам о ТЦО и прибыли постоянного представительства), должен быть представлен «отвечающим» государством в течение 240 дней.

Что делать (в) России?

Вопросы, рассматриваемые в рамках ВСП, становятся все более актуальными и для российских налогоплательщиков, особенно в части правил тонкой капитализации, резидентства и недискриминации. Кроме того, Россия участвует в качестве наблюдателя в мероприятиях ОЭСР, в том числе связанных с ВСП. Но, несмотря на перечисленые обстоятельства, пока этот институт в нашей стране почти не используется.

Причина заключается прежде всего в том, что отсутствует внутреннее законодательство, регулирующее проведение этой процедуры от начала, когда поступает обращение налогоплательщика, и до конца, когда решение по ВСП имплементируется на национальном уровне. Налогоплательщик попросту не знает, с чего начать, какие у него права, сколько времени это может занять и какие последствия его обращения могут наступить, а государственные органы не имеют соответствующих полномочий и инструкций, в каком порядке им действовать.

Минфин России 22 марта 2012 г. разместил на своем сайте документ под названием «Проведение взаимосогласительной процедуры»11. Вероятно, это было вызвано необходимостью соответствовать всем остальным странам ОЭСР, где действуют ВСП.

Согласно опубликованному в Интернете документу взаимосогласительные процедуры направлены на устранение двойного налогообложения и применение положений СИДН в соответствии с их целями и принципами. С инициативой осуществления ВСП могут выступать налоговые резиденты и граждане РФ. Хотя если обратиться к текстам соглашений, в которых участвует Россия, то выяснится, что в первую очередь инициаторами являются налоговые резиденты, но не граждане, которые могут быть не связаны с Россией отношениями налогового резидентства. А ВСП как специальное средство защиты может применяться только в отношении резидентов.

Компетентный орган по проведению ВСП – Минфин России, как и предусмотрено во всех СИДН, заключенных РФ. На сайте ведомства указано, что обращение подается в виде личного письменного заявления в свободной форме с приложением копий всех документов, которые могут иметь отношение к спорному вопросу.

Вместе с тем размещенный Минфином России документ представляет собой скорее памятку, он далек от нормативного акта, устанавливающего детальную процедуру проведения ВСП. В связи с этим, на наш взгляд, должно быть принято соответствующее внутреннее законодательство, в том числе путем внесения дополнений в НК РФ.

Порядок и субъекты инициативы проведения ВСП. Инициировать внутреннюю стадию взаимосогласительной процедуры в основном должен налоговый резидент РФ. Но в некоторых ситуациях может обращаться и нерезидент, как, например, в случае дискриминации по СИДН между Россией и Нидерландами12. Инициатором же внешней стадии должен выступать Минфин России.

Основания проведения и виды ВСП. Во-первых, следует закрепить случаи, возможно неисчерпывающие, когда налогоплательщик может обратиться за проведением ВСП (по аналогии с европейскими государствами). Во-вторых, необходимо определиться в вопросе о том, может ли налогоплательщик обращаться только за регулярной процедурой, когда норма в отношении него уже применена и решение налоговым органом вынесено, или также за предварительной, например в случае определения резидентства, если оба государства считают налогоплательщика своим резидентом.

Соотношение ВСП и внутреннего правоприменения (в том числе судебного разбирательства). Если говорить о предварительной процедуре, когда норма еще не применена в отношении налогоплательщика, то здесь конфликта между ВСП и внутренним законодательством возникнуть не должно. Однако, как закреплено почти всеми СИДН, взаимосогласительная процедура может использоваться независимо от средств защиты, предусмотренных внутренним законодательством. Тогда конфликт может возникнуть в случае, если налогоплательщик обратился за проведением ВСП одновременно и в суд, и в Минфин России.

Как уже отмечалось, в некоторых европейских государствах судебное разбирательство – это основание для приостановления взаимосогласительной процедуры. Поэтому следует определить, является ли препятствием для нее текущее судебное разбирательство. Кроме того, необходимо решить вопрос, может ли быть предоставлена заявителю отсрочка в уплате налога на время проведения ВСП (вероятно, с последующим начислением пеней, если будет принято решение об уплате налога).

Сроки и порядок проведения внутренней стадии ВСП, права и обязанности участников процесса. Требуется также определиться с функциями налогоплательщика. Выполняет ли он роль «наблюдателя», только предоставляющего информацию, как в европейских странах? И может или не может он каким-либо образом влиять на Минфин России в связи с обращением заявителя?

Следует отметить, что, исходя из текста СИДН, Минфин России не обязан принимать обращение налогоплательщика к рассмотрению (см. текст на полях). И даже если оно принято к рассмотрению, это еще не значит, что затем последует инициирование межгосударственной стадии ВСП, даже при имеющихся на то основаниях. Хотя в этом случае сложно представить механизм, с помощью которого налогоплательщик может обязать Минфин России начать межгосударственную процедуру. Скорее всего, так же как и в странах – членах ОЭСР, межгосударственная стадия инициируется по усмотрению министерства, которое само вправе решать, есть основания для ВСП или нет.

В любом случае необходимо закрепить основания для отказа Минфина России в принятии обращения налогоплательщика к рассмотрению либо в проведении ВСП. Причем отказ тоже может быть полезен налогоплательщику: если министерство соглашается с его позицией, изложенной в обращении, и не находит оснований для ВСП, такое решение может использоваться в судебном споре как позиция компетентного органа.

СИДН между Россией и Нидерландами

«Компетентный орган будет стремиться, если он сочтет заявление обоснованным и если сам не сможет прийти к удовлетворительному решению, решить вопрос по взаимному согласию с компетентным органом другого Договаривающегося Государства» (п. 2 ст. 26).

Аналогичная формулировка содержится почти во всех СИДН, заключенных Россией.

Имплементация решения по ВСП. Допустим, что решение по ВСП принято и подлежит исполнению на территории России. Во многих СИДН, например с Германией, Францией, Нидерландами, Кипром, Люксембургом и др., установлено, что любое достигнутое согласие будет исполнено независимо от срока давности, предусмотренного внутренним законодательством Договаривающихся Государств.

Как и кем технически будет исполняться это решение? Обязательно ли оно для налогового органа? А если по спорному вопросу вынесено судебное решение, противоречащее решению по ВСП? Ведь взаимосогласительная процедура может применяться независимо от внутренних средств защиты. Сможет ли в таком случае решение по ВСП преодолеть судебный акт или это будет основанием для пересмотра дела по новым обстоятельствам? Ответы на эти вопросы должны найти отражение во внутреннем законодательстве.

«Когда в товарищах согласья нет…» Что делать, если государствам по результатам проведения ВСП так и не удалось прийти к соглашению? Это самый сложный вопрос. В подавляющем большинстве СИДН отсутствует арбитражная оговорка, то есть возможность передачи спора на рассмотрение арбитражного органа, созданного сторонами, решение которого обязательно и для государств, и для налогоплательщика. Но даже если она и предусмотрена (в частности, в п. 5 ст. 26 СИДН между Россией и Нидерландами), то пока такой арбитраж не создан – процедура не установлена. Вероятно, поэтому решение по ВСП так и останется непринятым, а налогоплательщику придется искать другие механизмы защиты, например обратиться в ЕСПЧ.

В то же время предполагается, что компетентные органы двух стран предприняли все возможные шаги для проведения ВСП в установленные сроки, а налогоплательщик информирован о позициях сторон и достигнутом или недостигнутом результате.

[Ключевые слова: «соглашение» – «избежание двойного налогообложения» – «зарубежный опыт» – «ОЭСР» – «Модельная конвенция» – «Минфин России» – «взаимосогласительная процедура»]

1 Далее также – ВСП.

2 Далее также – СИДН.

3 Далее – Руководство ОЭСР.

4 См.: п. 2.1.1 Руководства ОЭСР; Административное соглашение между Правительством США и Правительством Королевства Нидерландов от 07.10.2003 о проведении взаимосогласительной процедуры в отношении налогов на доходы и капитал (далее – Административное соглашение между США и Нидерландами).

5 Далее – Комментарии.

6 См.: п. 2.2.1 Руководства ОЭСР.

7 См.: п. 3.2 Руководства ОЭСР.

8 С точки зрения ОЭСР, таких ситуаций не должно быть – см.: п. 76 Комментариев.

9 См.: п. 5 Модельной конвенции ОЭСР.

10 См.: п. 8.3 Меморандума Германии от 13.07.2006 по взаимосогласительной и арбитражной процедурам в сфере налогов на доход и капитал.

11 URL: http://www.minfin.ru/ru.

12 См.: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Нидерландов от 16.12.1996 об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество.

 

Ключевые слова: соглашение, избежание двойного налогообложения, зарубежный опыт, ОЭСР, Модельная конвенция, Минфин России, взаимосогласительная процедура