Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Демократия налогоплательщиков

05, Февраля 2014
С.Г. Пепеляев,
главный редактор,
канд. юрид. наук

В конце прошлого года жители большого числа регионов получили требования об уплате налога на землю, возросшего в пять–шесть раз по сравнению с привычными суммами. Например, в ряде районов Подмосковья обычные деревенские жители, владельцы участков в 15 соток должны уплатить порядка 60 тыс. руб., что непосильно для очень многих, кто родился и вырос в этих краях.

Причина столь резкого возрастания налога заключается в переоценке кадастровой стоимости участков при сохранении высоких ставок.

Налогоплательщики, естественно, остро реагируют. Где-то прошли митинги за снижение ставки, где-то составляются петиции к местной власти с теми же требованиями. Некоторые просто отказываются платить и, по сути, готовы к конфликту, который разгорится, когда дело дойдет до исполнения решений о принудительном взыскании недоимки.

Эта ситуация демонстрирует разобщенность населения, уплачивающего налоги в местные бюджеты, и «их» местного самоуправления. Иначе говоря, в России не существует «демократии налогоплательщиков», когда решение о величине платежей и расходовании этих сумм принимают (через своих представителей) именно те, кто их вносит.

Однако с увеличением местных налогов граждане будут чаще вспоминать принцип, известный со времен «Бостонского чаепития»: «Нет налогов без представительства» („No taxation without representation”).

Можно с уверенностью предположить, что будет ставиться и вопрос об имущественном цензе избирателей: принимать решение о расходах местных бюджетов должны те, кто уплачивает налоги в эти бюджеты. Такой подход, с одной стороны, позволит избежать популистского роста расходов, грозящих банкротством и местному самоуправлению тоже, а с другой стороны, снимет напряженность: ведь налоги платятся совсем по-другому, когда налогоплательщики чувствуют их возвратность и действительно решают проблемы развития окружающей территории.

В отличие от традиционного имущественного ценза, при котором неимущие исключаются из голосования, ценз в современном понимании должен означать предоставление собственникам дополнительных избирательных возможностей.

Россияне должны иметь право избирать и избираться в органы самоуправления не только по месту регистрации, но и всюду, где они обладают существенной собственностью, с которой уплачивают налоги в местные бюджеты.

Только так можно добиться принятия ответственных решений о величине взимаемых платежей, не разорительных для собственников, достаточных для покрытия местных нужд, не порождающих общественного протеста.