Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Обзор новых нормативных правовых актов и других официальных документов

06, Февраля 2014

Внесены поправки в НК РФ и Закон о рынке ценных бумаг

В Законе о рынке ценных бумаг закреплено, что российские депозитарные расписки могут размещаться путем открытой или закрытой подписки, а также на условиях передачи представляемых ценных бумаг. В НК РФ внесены, в частности, следующие коррективы. Закреплен порядок определения налоговой базы по НДФЛ и налогу на прибыль при совершении операций с депозитарными расписками (российские депозитарные расписки, а также ценные бумаги зарубежных эмитентов, удостоверяющие права на ценные бумаги российских и (или) иностранных эмитентов). Представляе­мыми являются ценные бумаги, права на которые удостоверяют депозитарные расписки. Так, погашение депозитарных расписок при получении представляемых ценных бумаг, а также передача таких бумаг при размещении депозитарных расписок не признаются их реализацией или иным выбытием. Расходы при реализации представляемых ценных бумаг, полученных при погашении депозитарных расписок, определяются исходя из цены приобретения расписок (включая соответствующие расходы), а также затрат, связанных с реализацией. Введены особенности определения доходов и расходов эмитентов российских депозитарных расписок. Уточнено, что выплаты по представляемым ценным бумагам, полученные от эмитента российских депозитарных расписок, не признаются доходами от источников в России. Кроме того, налогоплательщику предоставлено (с учетом некоторых особенностей) право на ряд инвестиционных налоговых вычетов. Налог на прибыль затронули и другие коррективы. Так, в состав внереализационных расходов включены затраты по погашению эмитентом собственных эмиссионных долговых ценных бумаг, обращающихся на ОРЦБ, в сумме разницы между стоимостью их погашения и номинальной стоимостью. Обновлены особенности определения налоговой базы участников договора доверительного управления имуществом и по операциям с ценными бумагами. Уточнены особенности учета процентов по долговым обязательствам. Скорректирован порядок признания доходов и расходов при методе начисления. Не остался без внимания и НДС – освобождены от налогообложения ряд операций в рамках клиринговой деятельности, уточнен порядок ­отнесения сумм НДС на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг). Поправки вступили в силу с 1 января 2014 г., за исключением отдельных положений.
Федеральный закон от 28.12.2013 № 420-ФЗ «О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона „О рынке ценных бумаг“ и части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

В Закон о бухучете внесены изменения

Поправки обусловлены присоединением России к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных ком­мерческих сделок. Вводятся понятия мни­мого и притворного объектов бухучета. К первому относится несуществующий объект, который значится в бухучете лишь для вида. Ко второму – объект, отраженный в бухучете вместо другого объекта с целью его прикрытия. Закреплено, что счета бухучета не должны вестись вне применяемых регистров бухучета. На основании последних составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность. Она формируется также исходя из информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами. Запрещено принимать к бух­учету документы, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, включая лежащие в основе мнимых и притворных сделок. С бухгалтеров (в том числе привлекаемых по гражданским договорам) снимается ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни. Уведомление о разработке федерального стандарта и проект последнего теперь не нужно публиковать в печатном издании. Они размещаются только на сайте разработчика, а указанное уведомление – также на интернет-страничке уполномоченного органа. То же касается уведомления о завершении публичного обсуждения проекта федерального стандарта. Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2014 г.
Федеральный закон от 21.12.2013 № 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О бухгалтерском учете“ и признании утратившей силу статьи 1 Федерального закона „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“»

О заполнении с 1 января 2014 г. документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий

ФНС России информирует, что в целях обеспечения систематизации и иденти­фи­кации на всей территории РФ муници­пальных образований и входящих в их состав населенных пунктов ­Минфином России принято решение о переходе с 1 января 2014 г. на применение в бюджетном процессе вместо кодов Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (ОКАТО) кодов Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО). В связи с этим при заполнении документов, которые налоговые органы используют при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, с 1 января 2014 г. до утверждения новых форм этих документов в поле «код ОКАТО» рекомендуется указывать код ОКТМО. Эти рекомендации относятся к сведениям в документах, утвержденных приказами ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338 @  «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах» и от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892 @  «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки».
Письмо ФНС России от 05.12.2013 № ЕД-4-2/21796

Взыскание страховых взносов

Внесены изменения в Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Так, уточняются положения ст. 19 и 20 Закона, которыми определяется порядок взыскания недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов – организации или индивидуального предпринимателя в банках и за счет иного имущества такого плательщика соответственно. Установлено, что решение о взыскании (постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов) принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в отношении одного или нескольких требований одновременно. Если указанная в требовании неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает в части платежей, администри­руемых ПФР, 1500 руб., а в части платежей, администрируемых ФСС, 500 руб., решение о взыскании (постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика) принимается органом контроля после истечения срока, установленного в одном или нескольких требованиях об уплате страховых взносов, но не позднее одного года и двух месяцев (двух лет) после истечения срока исполнения самого раннего требования. Изменения внесены и в ст. 21 «Взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов – физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем» Закона № 212-ФЗ. Согласно новой редакции ст. 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» исполнение обязанности по уплате страховых взносов, включая взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обеспечивается в порядке, аналогичном порядку, установленному положениями ст. 18–23, 25–27 Закона № 212-ФЗ. Поправками также затронут Федеральный закон от 02.10.2007 № 229‑ФЗ «Об исполнительном производстве».
Федеральный закон от 21.12.2013 № 358-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка взыскания платежей в государственные внебюджетные фонды»

Рекомендации о порядке взаимодействия налоговых органов и их структурных подразделений

Для использования в работе налоговых органов подготовлены рекомендации по организации взаимодействия структурных подразделений при рассмотрении письменных возражений (пояснений, ходатайств) и жалоб налогоплательщиков.
Письмо ФНС России от 26.12.2013 № СА-4-9/23437 @ 

При расхождении позиций контролирующих и судебных органов по налоговым вопросам применяются акты судов

Налоговым органам при реализации своих полномочий предписано руководствоваться актами и письмами ВАС РФ, а также ВС РФ со дня их официального опубликования в установленном порядке либо со дня их размещения на официальных сайтах в Интернете. Отмечено также, что письма Минфина России, в которых разъясняются вопросы применения законодательства РФ о налогах и сборах, не содержат правовых норм, не конкретизируют нормативные предписания и не являются нормативно-правовыми актами. Указанные письма носят информационно-разъяснительный характер.
Письма ФНС России от 07.11.2013 № 03-01-13/01/47571 и от 26.11.2013 № ГД-4-3/21097

Изменены сроки уплаты налога на имущество, а также транспортного и земельного налогов

Согласно действующей редакции соответствующих положений НК РФ срок уплаты указанных налогов для физических лиц не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. После вступления в силу изменений уплата налогов должна осуществ­ляться не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Федеральный закон от 02.12.2013 № 334-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Закона Российской Федерации „О налогах на имущество физических лиц“»

О применении налоговыми органами и налогоплательщиками письменных разъяснений Минфина России

Если законодательством не установлено иное, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения граждан и организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства РФ и практики его применения, а также практики применения нормативных правовых и иных актов Министерства. В то же время налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства о налогах и сборах. Письма, направленные ФНС России, публикуются на официальном сайте www . nalog . ru для обязательного применения их нижестоящими налоговыми органами. Письма, подготовленные по запросам налогоплательщиков, не являются нормативными правовыми актами, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от изложенной в них трактовки.
Письмо Минфина России от 25.11.2013 № 03-05-06-02/50830

Порядок признания плательщика крупнейшим производителем колесных транспортных средств и (или) шасси

В соответствии с п. 19 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291, утвержден Порядок признания плательщика крупнейшим производителем колесных транспортных средств и (или) шасси.
Приказ Минпромторга России от 13.01.2014 № 6

Об определении рыночной цены для целей налогообложения при регулировании посредством установления максимальных и (или) минимальных предельных цен

По мнению Минфина России, наличие утвержденных федеральных целевых программ, направленных на развитие отдельных отраслей экономики и решение приоритетных задач, само по себе не является основанием для признания цен рыночными.
Письмо Минфина России от 26.11.2013 № 03-01-18/51144

О рекомендуемых форме и формате расчета суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси)
 

ФНС России разработана форма расчета утилизационного сбора, уплачиваемого в отношении транспортных средств, произведенных (приобретенных) на территории РФ.
Письмо ФНС России от 25.12.2013 № ГД-4-3/23318 @ 

Об истребовании инспекцией документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, а также об учете затрат

При определении налоговой базы по налогу на прибыль ­учитываются ­обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, в том числе затраты на изготовление копий документов, истребуемых налоговым органом.
Письмо Минфина России от 27.09.2013 № 03-02-07/1/40175

Об исключении компании из ЕГРЮЛ

Решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, принятое регистрирующим (налоговым) органом, должно быть опубликовано в органах печати. Законодательством предусмотрено право как самого недействующего юридического лица, так и любого заинтересованного лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение трех месяцев с момента опубликования такого решения обратиться в регистрирующий орган с соответствующим заявлением. ФНС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий как государственную регистрацию юридических лиц, так и функции по контролю и надзору за соб­людением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, обеспечивающий представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства интересы РФ. В НК РФ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не является основанием для прекращения обязанности по уплате налога либо для признания задолженности безнадежной к взысканию вне зависимости от наличия или отсутствия возможности ее взыскать. Таким образом, права и законные интересы налоговых органов затрагиваются в связи с исключением из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица, не исполнившего налоговые обязательства, что служит основанием для непринятия решения о его исключении. Кроме того, факт непринятия решения об исключении из ЕГРЮЛ конкретного юридического лица на конкретную дату не может быть нарушением законодательства.
Письмо ФНС России от 27.11.2013 № СА-4-14/21159

О порядке налогообложения процентного дохода, выплачиваемого филиалу иностранного банка

При рассмотрении вопроса резидентства корпоративного образования необходимо обращаться к ­национальному законодательству того государства, где подразделение иностранной организа­ции располагается и осуществляет налого­облагаемую деятельность. Если подразделение, которое находится вне территории страны постоянного местонахождения головной организации, располагает документом, подтверждающим его статус резидента государства, иного от государства резидентства головной организации, то оно признается лицом для целей применения Соглашения между Правительством РФ и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 16.12.1996. Если налоговое резидентство нидерландского филиала тайваньского банка официально подтверждено налоговыми органами Нидерландов, положения Соглашения могут распространяться на этот филиал. В частности, при выплате процентного дохода российской организацией указанному филиалу может применяться п. 1 ст. 11 Соглашения. В соответствии с этим положением проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, облагаются налогами только в этом другом Государстве, если резидент является фактическим владельцем процентов.
Письмо Минфина России от 18.11.2013 № 03-08-05/49380

О применении НДС при ввозе в Россию из Казахстана сырья, приобретаемого российским покупателем у казахстанского поставщика

При ввозе на территорию РФ с территории Республики Казахстан сырья, приобретаемого у казахстанского поставщика, НДС уплачивается российским покупателем российскому налоговому органу по ставкам, предусмотренным п. 2 и 3 ст. 164 НК РФ.
Письмо Минфина России от 15.11.2013 № 03-07-13/1/49248