Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Дело АО «Судоходная компания «Волжское пароходство» к ИФНС по Нижегородскому району г. Нижнего Новгорода по вопросу применения нулевой ставки НДС при перевозке иностранных товаров морским транспортом (Определение судьи ВС РФ Антоновой М.К. от 29.11.2021 по делу № А43-25632/2019)

22, Декабря 2021

Дело АО «Судоходная компания «Волжское пароходство» к ИФНС по Нижегородскому району г. Нижнего Новгорода по вопросу применения нулевой ставки НДС при перевозке иностранных товаров морским транспортом (Определение судьи ВС РФ Антоновой М.К. от 29.11.2021 по делу № А43-25632/2019)

Обществом заключены контракты с иностранной компанией об осуществлении танкерных рейсовых чартеров. В налоговый орган представлена уточненная налоговая декларация по НДС за 2 кв. 2017 г., в которой заявлены налоговые вычеты по операциям, облагаемым по ставке 0%.
По результатам проверки инспекцией вынесены решения об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности и об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению. Налоговый орган сделал вывод о неправомерном применении Обществом нулевой ставки по операциям, связанным с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия на территорию РФ до таможенного органа в месте убытия с территории РФ. Обществом не представлено доказательств того, что при перевозке товара, помещенного под таможенную процедуру таможенного транзита, оно оказывало иностранной компании услуги, непосредственно связанные с перевозкой товара; заход судна в российские порты был вызван необходимостью таможенного оформления груза в соответствии с требованиями таможенного законодательства РФ, то есть исключительно с целью соблюдения надзорных процедур. Налогоплательщик оказывал услуги по перевозке грузов в пользу иностранной компании, при этом пункты отправления и назначения находились в иностранных государствах, перегрузка грузов, и иные операции, связанные с их транспортировкой, на территории РФ не производились.

Суды трех инстанций (ВВО) поддержали решение налогового органа, сославшись на НК РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ и Определение КС РФ от 15.05.2012 № 873-О. Услуги, оказываемые Обществом нейтральны для экономического пространства РФ и объекта обложения НДС не возникло.

Общество обратилось в ВС РФ с кассационной жалобой, указывая, что спор вызван тем, что понятия «услуги по перевозке и транспортировке» и «услуги, непосредственно связанные с перевозкой и транспортировкой» употребляются в НК РФ как вместе, так и раздельно, при этом в спорной норме понятие «услуги по перевозке и транспортировке» не используется. В связи с этим суды сделали ошибочный вывод о том, что при обложении спорных услуг НДС должен быть применен принцип «страны назначения», который лежит в основе ст. 148 Кодекса.
Принцип страны назначения лежит в основе только подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, а в качестве общего правила, напротив, закреплен принцип «страны происхождения» согласно подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ. Во всех остальных нормах данной статьи рассмотрены ситуации, в которых признание РФ местом оказания услуг обусловлено либо тесной экономической связью услуг с территорией России (принцип территориальности НДС), либо целенаправленным стимулированием определенных сфер экономики. При этом спорные услуги обладают как тесной экономической связью с РФ, так и относятся к перечню стимулируемых.
Кроме того, заход в российские порты обусловлен не только необходимостью прохождения надзорных процедур. Общество также указывает, что судами нарушены принцип равенства налогообложения применительно к услугам по транзитной транспортировке иными видами транспорта и принцип правовой определенности ввиду наличия устойчивой положительной судебной практики по вопросу обоснованности применения ставки 0% по данным операциям другими налогоплательщиками. Общество также ссылается на разъяснения вышестоящих налоговых органов и ОООР «Российская палата судоходства».