Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Определение КС РФ от 31.03.2022 № 507-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Черновой Светланы Александровны на нарушение ее конституционных прав пунктами 1, 2 и 7 статьи 378.2 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, а также статьей 11 Закона Московской области «О налоге на имущество организаций в Московской области»»

31, Марта 2022

Суть жалобы:

По мнению С.А.Черновой, оспариваемые законоположения не позволяют плательщикам налога на имущество физических лиц применять критерии, предусмотренные для налогоплательщиков-организаций в целях включения налогооблагаемого объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. В связи с этим, как полагает заявительница, оспариваемые нормы не соответствуют статьям 46 (часть 1) и 76 (часть 5) Конституции Российской Федерации.

Позиция Конституционного Суда:

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Обязанность платить законно установленные налоги и сборы распространяется на всех налогоплательщиков в качестве непосредственного требования Конституции Российской Федерации (статья 57). В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налог на имущество физических лиц является местным налогом (статья 15), устанавливается данным Кодексом (глава 32) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, представительного органа федеральной территории «Сириус», законами городов федерального значения Москвы, СанктПетербурга и Севастополя (пункт 1 статьи 399). В силу пункта 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующей до 1 января 2021 года (до вступления в силу Федерального закона от 23 ноября 2020 года № 374-ФЗ) вопросы уплаты налога на имущество физических лиц, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, установленный уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяется исходя из их кадастровой стоимости.

Данное законоположение содержало отсылку к положениям главы 30 «Налог на имущество организаций» названного Кодекса и применялось во взаимосвязи с его статьей 378.2, которая предусматривает, что в перечень указанных объектов недвижимого имущества включаются в том числе административно-деловые и торговые центры (комплексы) и помещения в них. При этом законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (пункт 2 статьи 372 и пункт 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации). С учетом этого положениями Закона Московской области «О налоге на имущество организаций в Московской области» предусмотрены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества. В частности, ими установлено, что налоговая база по налогу на имущество организаций как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью от 1000 квадратных метров (пункт 1 статьи 1.1).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, конституционный принцип равенства не препятствует законодателю использовать дифференцированный подход к установлению различных систем налогообложения для налогоплательщиков – а именно для физических и юридических лиц – в случае, если такая дифференциация обусловлена объективными факторами, включая экономические характеристики объекта налогообложения и налогооблагаемой базы. Законодательное регулирование, которое имеет целью обеспечить одинаковый объем правовых гарантий каждому налогоплательщику и вместе с тем позволяет учитывать юридически значимые и объективно обусловленные различия между отдельными категориями налогоплательщиков, не может рассматриваться как нарушающее принцип равенства (Постановление от 16 июля 2004 года № 14-П; определения от 14 декабря 2004 года № 451-О, от 2 апреля 2009 года № 478-О-О, от 29 марта 2016 года № 697-О, от 12 ноября 2020 года № 2596-О и др.).

Применительно к налогу на имущество физических лиц представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, представительным органом федеральной территории «Сириус») в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, могут устанавливаться налоговые ставки, особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения (пункт 4 статьи 12 и пункт 2 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Такое регулирование – с учетом действия основных начал законодательства о налогах и сборах – позволяет названным органам власти обеспечить соблюдение гарантий для налогоплательщиков физических лиц, а именно осуществлять дифференцированный подход в определении уровня налоговой нагрузки на граждан по налогу на имущество физических лиц, принимая во внимание как экономические, социальные и иные особенности отдельных муниципальных образований, так и фактическую способность налогоплательщиков к уплате налога (пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации).

Что касается оспариваемых заявительницей норм Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Московской области «О налоге на имущество организаций в Московской области», то данные законоположения приняты федеральным законодателем и законодателем субъекта Российской Федерации в рамках предоставленной им дискреции в налоговой сфере. Регулирование вопросов, касающихся особенностей определения налоговой базы по налогу на имущество организаций, обусловлено применением разных стоимостных характеристик объекта налогообложения (среднегодовой и кадастровой стоимости имущества), влияющих на итоговый размер налогового обязательства (статьи 375 и 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации). При этом оспариваемые законоположения не носят произвольного и дискриминационного характера в отношении налогоплательщиков – физических лиц.

Таким образом, данные нормы сами по себе не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявительницы в указанном ею аспекте.

Решение Суда:

Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.