Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Определение КС РФ от 30.03.2023 № 705-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Специализированные строительные машины» на нарушение его конституционных прав пунктом 8.1 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации»

30, Марта 2023

Суть жалобы:

По мнению ООО «СпецСтройМаш», оспариваемая норма не соответствует статьям 1, 8, 10, 19, 24, 34, 35, 45, 46, 55 и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку позволяет налоговым органам произвольно истребовать у налогоплательщика документы и сведения о его хозяйственной деятельности без указания причин и обоснования необходимости их истребования.

Позиция Конституционного Суда:

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В силу данного конституционного предписания вводимый законодателем механизм регулирования налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность уплаты налогов и сборов и одновременно – правомерный характер связанной с их взиманием деятельности уполномоченных органов и должностных лиц. Одним из элементов правового механизма, гарантирующего исполнение конституционной обязанности по уплате налогов, выступает система мер налогового контроля, предусмотренная Налоговым кодексом Российской Федерации.

В частности, статья 88 данного Кодекса предусматривает порядок проведения камеральной налоговой проверки, устанавливая в том числе право налогового органа истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к конкретным операциям, в случае выявления расхождений (противоречий, несоответствий) сведений о таких операциях в декларациях по налогу на добавленную стоимость, представленных в налоговый орган налогоплательщиками при условии, что такие расхождения свидетельствуют о занижении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджетную систему Российской Федерации, либо о завышении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению (пункт 8.1).

Данное законоположение, регулируя процедурный вопрос налогового контроля и тем самым выступая в качестве элемента правового механизма, гарантирующего исполнение конституционной обязанности по уплате налогов, не предполагает его произвольного применения и, вопреки мнению заявителя, прямо устанавливает причины, обусловливающие необходимость истребования соответствующих документов по конкретным операциям. Таким образом, оно не может рассматриваться как нарушающее конституционные права ООО «СпецСтройМаш» в указанном в жалобе аспекте.

Решение Суда:

Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.