Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Определение КС РФ от 30.03.2023 № 711-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «МедЭстет» на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 4.7 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации"»

30, Марта 2023

Суть жалобы:

По мнению ООО «МедЭстет», оспариваемая норма не соответствует статьям 17 (части 1 и 3), 18 и 23 (часть 1) Конституции Российской Федерации, поскольку в нарушение врачебной тайны возлагает обязанность указывать в реквизитах кассового чека наименование оказанной пациенту услуги.

Позиция Конституционного Суда:

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Конституционный Суд Российской Федерации при рассмотрении вопросов, связанных с проверкой конституционности законоположений, регулирующих применение контрольно-кассовой техники, неоднократно указывал, что такие законоположения имеют многофункциональное значение и направлены на обеспечение интересов граждан в области торговли и оказания услуг, защиту прав потребителя, а также охрану установленного порядка торговли и оказания услуг, фискальных интересов государства, финансовой (в том числе налоговой) дисциплины. Применение контрольно-кассовой техники в предпринимательской деятельности служит ведению учета поступления и выдачи наличных денежных средств при совершении сделок, что отражается на определении налоговой базы и размере подлежащих уплате налогов. Федеральный законодатель, устанавливая порядок осуществления наличных денежных расчетов, в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации вправе в пределах своих конституционных полномочий ввести некоторые ограничения в целях защиты прав и законных интересов других лиц (определения от 5 ноября 2003 года № 348-О, от 17 октября 2006 года № 436-О, от 26 апреля 2021 года № 641-О, от 31 мая 2022 года № 1183-О и др.).

В силу статьи 1.2 Федерального закона «О применении контрольнокассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» по общему правилу контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями (пункт 1), которые при осуществлении расчета обязаны выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в электронной форме (пункт 2). При этом в соответствии со статьей 4.7 данного Федерального закона кассовый чек и бланк строгой отчетности должны содержать обязательные реквизиты, к которым, в частности, относятся наименование услуги; дата, время и место (адрес) осуществления расчета; наименование организации, оказавшей услугу и выдавшей кассовый чек или бланк строгой отчетности (пункт 1).

Оспариваемое ООО «МедЭстет» законоположение устанавливает обязательные реквизиты выдаваемых непосредственно получателю медицинской услуги кассового чека и бланка строгой отчетности, необходимых в том числе для получения данными лицами социального налогового вычета на лечение. Следовательно, пункт 1 статьи 4.7 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», направленный на обеспечение соблюдения правопорядка в области торговли и финансовой отчетности, не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.

Решение Суда:

Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.