Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Определение КС РФ от 30.01.2024 № 53-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Марин Трейдинг» на нарушение его конституционных прав пунктами 1 и 2 статьи 54.1, подпунктом 1 пункта 1 статьи 164, пунктом 2 статьи 171 и пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации»

30, Января 2024

Суть жалобы:

По мнению ООО «Марин Трейдинг», оспариваемые законоположения противоречат статьям 8 (часть 1), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют необоснованно лишать налогоплательщика права на возмещение суммы налога на добавленную стоимость в связи с совершением реальной экспортной операции, ориентируясь при этом лишь на взаимозависимость участников хозяйственного оборота и оценивая целесообразность выбора ими той или иной модели ведения предпринимательской деятельности. 

Позиция Конституционного Суда:

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, механизм налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность взимания налогов с обязанных лиц и одновременно правомерность деятельности уполномоченных органов и должностных лиц, связанной с изъятием средств налогообложения (постановления от 10 июля 2017 года № 19-П, от 30 июня 2020 года № 31-П и др.).

Статья 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющая пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов, направлена на установление допустимых границ вмешательства налоговых органов в хозяйственную деятельность налогоплательщика с учетом необходимости обеспечения выявления необоснованного уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и указывает на обстоятельства и условия, которые могут быть приняты во внимание налоговым органом при квалификации действий налогоплательщика как незаконных.

Само по себе оспариваемое законоположение не препятствует установлению действительного размера налоговой обязанности налогоплательщика, который определяется правоприменительными органами исходя из фактических обстоятельств конкретного дела с учетом полномочий, предоставленных им налоговым законодательством.

Таким образом, указанное законоположение, как и оспариваемые положения статей 164, 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющие налоговые ставки по налогу на добавленную стоимость, а также основания, порядок и условия применения налоговых вычетов по данному налогу, не содержат неопределенности и не предполагают произвольного разрешения правоприменительными органами вопроса о законности исчисления и уплаты налогоплательщиком налога.

Проверка же обоснованности правоприменительных решений, которыми установлен факт ведения хозяйственной деятельности взаимозависимыми лицами исключительно с целью занижения размера налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»). 

Решение Суда:

Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.