Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Определение КС РФ от 02.07.2019 № 1833-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ковриной Виктории Викторовны на нарушение ее конституционных прав частью 4 статьи 18 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке"»

02, Июля 2019

Суть жалобы: 

Заявительница полагает, что оспариваемое законоположение противоречит ст. 35 Конституции РФ в той мере, в какой оно не допускает применения для целей обложения налогом на доходы физических лиц сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, установленной в размере рыночной по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или суда, в том же налоговом периоде, в котором налогоплательщиком совершена сделка по отчуждению этого имущества. 

Позиция Конституционного Суда: 

Оспариваемая заявительницей ч. 4 ст. 18 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке», действующая в системном единстве с иными нормами, в том числе указанным положением НК РФ и с учетом ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 29.11.2014 № 382- ФЗ, определяющей пределы действия данного положения во времени, не лишает граждан – плательщиков налога на доходы физических лиц права требовать установления кадастровой стоимости отчуждаемого недвижимого имущества в размере, равном его рыночной стоимости, в том числе с целью определения экономически обоснованного размера налоговой базы в текущем и последующем налоговых периодах.

В ряде своих решений КС РФ отмечал, что действовавшее до 0101.2019 регулирование (до вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»), предусматривавшее учет измененной в установленных процедурах кадастровой стоимости имущества исходя из его рыночной стоимости, начиная с налогового периода, в котором налогоплательщиком подано соответствующее заявление, было направлено на обеспечение необходимого баланса частного и публичного интереса и само по себе не могло расцениваться как нарушающее конституционные права налогоплательщиков (определения от 25.09.2014 № 2016-О, от 27.06.2017 № 1170-О, от 29.05.2019 № 1438-О и др.).

При этом из обращения заявительницы не следует, что она была лишена возможности предвидеть размер налога, подлежащего уплате, до отчуждения имущества и заблаговременно предпринять действия по оспариванию кадастровой стоимости с целью установления ее в размере рыночной.

Кроме того, представленными актами судов общей юрисдикции не подтверждается применение ч. 4 ст. 18 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» в деле заявительницы. Согласно же ст. 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» отсутствие такого применения является основанием для отказа в принятии жалобы к рассмотрению. При этом КС РФ не уполномочен самостоятельно определять или изменять предмет обращения заявителя, в том числе в случае отсутствия ясности в вопросе о том, какие именно положения оспариваются (определения от 28.09.2017 № 1820-О, от 24.04.2018 № 1085-О и от 29.05.2019 № 1470-О). 

Решение Суда: 

Отказать в принятии к рассмотрению жалобы.