Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Российская налоговая система сегодня: новые инструменты, новые риски

18, Марта 2015

16 марта 2015 года в Москве состоялась ежегодная налоговая конференция РСПП (в рамках Недели российского бизнеса 2015).
 

Открывая конференцию, президент Российского союза промышленников и предпринимателей А.Н. Шохин подчеркнул, что в этом году тема налоговой конференции не обозначена, поскольку актуальных налоговых проблем довольно много и все они требуют поиска их решения: как будет реализовано декабрьское Послание Президента РФ1  в части введения моратория на изменение налоговых условий для бизнеса; начнет ли реально работать Закон о КИК2  с апреля этого года; изменится ли практика следственных органов в связи с передачей им права возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям без решения налогового органа3; как отразится на бизнесе обновленная судебная система и т.д.
 
Власть говорит о неухудшении налоговых условий для бизнеса, но, по мнению А. Шохина, «это минимальная планка» и «никто не говорил, что нельзя улучшать» условия. Он напомнил в частности о том, что до сих пор не завершена инвентаризация налоговых льгот, которая бы позволила обновить действующий перечень льгот, оставив в нем действительно эффективные.
 
РСПП предлагает ввести мораторий на недавно принятые налоговые законы и применять законодательство по состоянию на январь 2014 года. Замечено, что Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев на одном из совещаний с представителями бизнеса признал, что ряд налоговых законов разрабатывались и принимались в другой экономической ситуации, до кризиса, поэтому необходимо провести инвентаризацию новых законов.
 
В рамках активных дискуссий вокруг налогового маневра, введения торгового сбора и т.п. осталось незамеченным изменение налоговой ставки по дивидендам, хотя эффективнее, на взгляд РСПП, было бы увеличить ставки в пакете мер по деофшоризации российской экономики. Это же относится и к принятому закону о КИК, и к поправкам о расширении прав следователей на возбуждение уголовного дела по налоговому преступлению – их действие должно быть отложено до принятия закона о налоговой амнистии, то есть до 2016 года.     
 
Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России И.В. Трунин предложил в качестве идеи ввести за правило – принимать налоговые законы в первом полугодии календарного года, чтобы у правоприменителя было время подготовиться. А обсуждение новых налоговых институтов должно проходить более длительное время. 
 
По мнению председателя Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам А.М. Макарова, настало время «точечных решений», например, введение моратория на налоговый контроль трансфертных цен по внутрироссийским сделкам, отмена НДС с авансов, передача администрирования страховых взносов налоговой службе. 
 
Основные направления налоговой политики, которым много лет не придавалось особого значения, сейчас действительно нужны, и представить их для широкого обсуждения Минфину России нужно как можно скорее, не дожидаясь «формальных сроков». Также важно, чтобы меры, предусмотренные антикризисным планом Правительства РФ, были совмещены с готовящимся проектом федерального бюджета на предстоящую «трехлетку».
 
Но все же основная дискуссия на конференции касалась Закона о КИК. Консультанты поделились своими опасениями по применению нового регулирования и предложили представителям власти, участвовавшим в конференции, свое видение совершенствования новых правил.
 
Введение правил налогообложения нераспределенной прибыли КИК, появление нового для России института бенефициарного собственника – это важный и необходимый этап развития российской налоговой системы, в том числе с учетом международных тенденций. 
Налогообложение КИК: международный аспект
(из выступлений зарубежных экспертов)

2015 год станет определяющим для принятия решения по вопросу налогообложения КИК. На уровне ОЭСР должно быть решено, КИК – это вспомогательный механизм или «международный полицейский».
 
 
Но если раньше иностранные компании рассматривались бизнесом как буфер защиты прав собственников, то теперь они представляют собой фактор риска, в первую очередь налогового. При этом принятый Закон о КИК содержит целый ряд технических неточностей и концептуальных недостатков, снижающих эффективность нового режима налогообложения. К тому же далеко не все предприниматели захотят участвовать в готовящейся налоговой амнистии, поскольку возникнут репутационные риски. Поэтому планируемая амнистия должна использоваться широко и позволять добросовестным налогоплательщикам «снять исторические риски» - заметил один из консультантов.
 
И.В. Трунин пояснил, что пока в Минфине России проходит «внутреннее» обсуждение возможных поправок Закона о КИК. И пока не решено стоит ли вносить поправки сейчас или следует дождаться практики применения новых правил. Но предложения о переносе срока подачи уведомлений и синхронизации норм Закона о КИК с налоговой амнистией Министерство поддерживает.
Закон о КИК: оценка крупного и среднего бизнеса

Наибольшие опасения вызывают:
- непонимание целей законодателя и долгосрочных тенденций;
- сложность формулировок и взаимосвязей норм закона;
- серьезная административная нагрузка на бизнес;
- риски прошлых периодов при применении определенных концепций закона;
- отсутствие опыта применения подобных норм у налоговых органов, непредсказуемость правоприменительной практики;

Повышение налоговой нагрузки на бизнес в числе опасений не названо.
Направления совершенствования: 
- перенос срока подачи в налоговый орган уведомлений;
- введение возможности использования аудированной финансовой отчетности при расчете базы по правилам Закона о КИК;
- устранение двойного налогообложения КИК;
- трактовка неясностей норм Закона о КИК в пользу налогоплательщиков;
- разработка новых стимулов осуществления иностранной деятельности из РФ (например, освобождение от налогообложения прибыли активных иностранных филиалов);
- дальнейшее совершенствование индустриальных исключений, исключений для активных компаний, фокусировка на борьбе с размыванием российской налоговой базы;
- обязательный налоговый руллинг;
- синхронизация норм Закона о КИК с готовящейся налоговой амнистией.
 
 
Представители бизнеса говорили о необходимости наладить взаимодействие с налоговыми органами еще на предварительном этапе принятия решения о реструктуризации бизнеса. Хотелось бы понимать среднесрочную перспективу развития налоговой системы России в этом новом для всех направлении. 

Заместитель руководителя ФНС России С.А. Аракелов подчеркнул, что практики применения Закона о КИК пока нет, но анализ работы Службы за последние несколько лет позволяет предположить, как будут действовать налоговые органы в новой сфере контроля. В качестве примера он привел практику применения статьи 269 НК РФ о недостаточной капитализации.

Появившееся несколько дел назад решение по делу компании «Северный Кузбасс»4  не привело к массовым проверкам других налогоплательщиков. Выбранный Службой цивилизованный подход по этому вопросу позволил сформировать практику судов, которая в итоге привела к появлению законопроекта5, в котором нормы статьи 269 Кодекса совершенствуются.  
 
Сейчас в ходе досудебных процедур урегулирования налогового спора отменяется порядка 50-ти процентов решений в отношении крупного бизнеса, пилотный проект по горизонтальному мониторингу позволил сократить количество споров в пять раз. В течение двух последних лет в арбитражных судах заключено 50 мировых соглашений по налоговым делам.  
 
С 2015 года заработал новый инструмент – налоговый мониторинг, который наряду с другими возможностями позволяет налоговым органам уходить от выездного контроля.  Служба готова к предварительному руллингу и поддерживает разработанный законопроект.
 
Позицию налоговых органов позволяют понять публикуемые на сайте ФНС России решения по результатам рассмотрения апелляционных жалоб налогоплательщиков6
 
В отношении выездных налоговых проверок замечено, что их число сокращается с каждым годом, сейчас в основном проводятся отраслевые проверки, по которым уже есть результаты. Налоговые органы при выборе налогоплательщиков для проверки делают акцент на попавших в «зону риска», среди определяющих факторов – низкая налоговая нагрузка, убыточная в течение нескольких лет деятельность, вывод денежных средств в низконалоговые юрисдикции. 
 
Складывается и судебная практика: по вышеназванным вопросам налоговые органы доказывают наличие в действиях налогоплательщика налогового злоупотребления, повлекшего неуплату налогов. Замечено, что в спорах с участием налогоплательщиков – международных компаний – российские арбитражные суды пока обходятся без информации иностранных налоговых администраций (которая может быть предоставлена по запросу российского налогового органа в рамках обмена информацией), основываясь на собранных налоговым органом по делу доказательствах. Но, по мнению Службы, назрела необходимость закрепить соответствующие критерии в законе, в связи с чем Служба поддерживает поступивший в Госдуму законопроект, которым предлагающий установить в НК РФ пределы осуществления прав и исполнения обязанностей налогоплательщиком в налоговых правоотношениях. Им также вводится принцип добросовестности налогоплательщика и определяется понятие «злоупотребление правом»7
 
По окончании конференции среди участников было проведено интерактивное голосование по вопросу о том, что вызывает наибольшие опасения бизнеса.
 
Наибольшее число голосов (43%) набрал ответ «возможные претензии налоговых и правоохранительных органов за прошлые периоды». Многих участников также волнует «возможность возбуждения уголовных дел в течение переходного периода по Закону о КИК» (20 %).
 
Подводя итоги работы конференции, А.Н. Шохин сообщил, что выработанные ее участниками предложения будут инкорпорированы в решения Съезда РСПП, завершающего работу Недели российского бизнеса 2015 года.

1  Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ, 04.12.2014. 
2  Федеральный закон ль 24.11.2014 № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)». 
3  Федеральный закон от 22.10.2014 № 308-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».
4  Постановление Президиума ВАС РФ от 15.11.2011 № 8654/11.
5  Законопроект № 724609-6, инициаторы – депутаты Г.Я. Хор, А.М. Макаров, поступил в Госдуму 17.02.2015.
7  Законопроект № 529775-6, инициатор – депутат А.М. Макаров, поступил в Госдуму 23.05.2014.