Телефон подписки 8-800-555-66-00

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

О вопросах регулирования неналоговых платежей и ходе подготовки соответствующих нормативных правовых актов

10, Октября 2018

Президент РСПП А.Н. Шохин напомнил, что обсуждение этого вопроса идет уже несколько лет. Предмет обсуждения - более 70-ти платежей.

Изначально предлагалось сформировать единый перечень всех платежей и принять рамочный закон, их регулирующий. Сейчас предлагается часть платежей, имеющих все признаки налогов, включить в НК РФ (как налоги, сборы), остальные – в специальный закон. Он посетовал, что почти год потерян в этой работе, хотя депутат Госдумы А.М. Макаров и обещает, что подготовленный по итогам обсуждения законопроект будет рассмотрен в первом чтении до конца этого года. Между тем, только осенью 2018 г. Председатель Правительства РФ создал экспертную группу по вопросам неналоговых платежей предпринимателей[1].

Выступающий также назвал опасения бизнеса, которые вызывают новые предложения - как только в НК РФ добавят новые платежи, на них будет распространяться нормы уголовной ответственности за неуплату налогов, сборов. В связи с этим есть договоренность с Правительством о введении переходного периода, в течение которого невозможно привлечение к уголовной ответственности - в течении 10 лет действия новых норм НК РФ. Но при реализации этой договоренности могут возникнуть проблемы, поскольку Минфин России за разработку поправок в УК РФ не отвечает.

Также можно наблюдать, что вместо оценки фискальной нагрузки на бизнес за счет неналоговых платежей предлагается ввести дополнительную нагрузку, в частности за счет введения экологического налога (вместо действующих платежей за возмещение вреда, причиненного окружающей среде). Но став налогом, платежи становятся источником пополнения доходов бюджета и теряют свою основную функцию защиты окружающей среды[2].

Генеральный директор АО «МХК «ЕвроХим» В.Е. Нечаев, добавил, чтоновый налог в предложенном варианте создает негативные риски для бизнеса и противоречит утвержденным дорожной карте и программе развития защиты окружающей среды. Сборы платежей за негативное воздействие на окружающую среду снижаются не от того, что Росприроднадзор плохо их администририрует, а от того, что бизнес модернизирует производства, снижает своими силами и средствами негативное воздействие на окружающую среду – подчеркнул он.

С введение предложенного экологического налога будет утрачена компенсирующая функция платежа. По мнению выступающего, стоит отказаться от принятия данного законопроекта, по крайней мере до тех пор, пока не будут реализованы другие уже утвержденные меры по защите окружающей среды.

Директор Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России А.В. Сазанов сообщил, что до конца месяца на сайте Минфина будет опубликован обновленный вариант законопроекта.

Он также рассказал о работе над включением в НК РФ неналоговых платежей. Обсуждение идет вокруг экологических, утилизационного платежей, сбора с помощью системы «Платон» и платежей операторов связи. В ходе обсуждения Минфин пришел к выводу, что платежи операторов связи не подпадает под понятие «налог» и соответственно не подлежат включению в НК РФ. По другим платежам предлагается передать налоговым органам контроль за сроками их уплаты и предоставления отчетности. Контроль за правильностью исчисления налоговой базы - оставить за контролирующими действующие сейчас платежи органами.

Директор Департамента доходов Минфина России Е.В. Лебединская пояснила, почему отказались от первой версии законопроекта по неналоговым платежам– им планировалось охватить все платежи одним рамочным законом, но это оказалось невозможно, т.к. почти каждый платеж имеет свою специфику.

В итоге список неналоговых платежей немного дополнен, сформировано 6 групп платежей:

1 группа - платежи за предоставление документов и т.п., эти платежи похожи на госпошлину, поэтому их планируется включить в НК РФ, закрепив фиксированные ставки;

2 группа – платежи за обязательные услуги, которые предоставляются на конкурентном рынке, т.е. необязательно госучреждениями. Сейчас ведется работа над оценкой каждого такого платежа. Однако для их правового регулирования поправки в НК РФ не нужны. Если будут выявлены признаки формальной конкуренции, изменения потребуются в регулирование самой услуги;

3 группа – платежи, подпадающие под регулирование Закона о естественных монополиях (портовые сборы и т.п.). Выявляемые проблемы правопримения по таким платежам должны решаться через поправки в отраслевом законодательстве;

4 группа – платежи компенсационного характера (штрафы), которые поступают в бюджет. Возможно потребуются изменения размеров таких штрафов;

5 группа – платежи за государственную экспертизу. Изменение регулирования необходимо, но не путем внесения поправок в НК РФ. У подобных платежей не может быть фиксированного размера. Законодатель должен обеспечить появление единых методик их расчета и определения сроков экспертизы;

6 группа – платежи за обязательный контроль – схожи с платежами 5 группы, поэтому нужно общее регулирование.

Выступающая добавила, что разработанные перечни групп платежей направлены в основные российские бизнес-объединения для обсуждения, чтобы по истечении месяца подготовить итоговый документ.

По итогам дискуссии решено, что РСПП в ближайшие дни подготовить свои рекомендации.

[1] См.: http://government.ru/news/34136/

[2] См. также С.Г. Пепеляев. Симуляция природолюбия. Налоговед. 2018. № 10 (https://e.nalogoved.ru/article.aspx?aid=676066).

мне тут нравится
24713

Отзывы

Тестовый текст для блока отзывы

Отправить отзыв

Пожалуйста, введите ваше имя, электронный адрес и напишите отзыв. Мы обязательно прочтем ваш отзыв и, если он окажется интересным, опубликуем его на нашем сайте в разделе "тратата"

Ваше имя
Ваше эл. адрес
Ваш отзыв
Правовая база