Телефон подписки
8-800-555-66-00

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Решение Суда ЕС от 06.11.2018 по объединенным делам № С-622/16 начальной школы Марии Монтессори против Комиссии ЕС, № С-623/16 Комиссии ЕС против начальной школы Марии Монтессори и № С-624/16 Комиссии ЕС против г-на Пьетро Ферраччи

07, Марта 2019

Суть дела

Решением от 19.12.20125 (далее – Решение) Еврокомиссия признала незаконной госпомощью освобождение от муниципального налога на недвижимость, предоставленное Италией церковным и религиозным НКО, которые занимаются определенными видами деятельности, в том числе оказывают образовательные услуги. Тем не менее Комиссия сочла невозможным принять решение о взыскании неуплаченного налога, а также установила, что освобождение от уплаты единого муниципального налога, действующего в Италии с 1 января 2012 г., не относится к госпомощи.

В Европейский суд общей юрисдикции обратились частное учебное заведение – начальная школа Марии Монтессори (далее – школа Монтессори), оказывающая платные образовательные услуги, и г-н Пьетро Ферраччи – владелец отеля типа «постель и завтрак», еще в 2006 г. выступавший против подобной госпомощи. Они потребовали отменить Решение, поставившее их в неблагоприятную конкурентную ситуацию по сравнению с расположенными поблизости церковными и религиозными организациями, которые вели аналогичную деятельность и могли пользоваться налоговой льготой.

Суд не принял обращения к рассмотрению6, посчитав, что заявители не выполнили условий для подачи иска в суды Евросоюза (ст. 263 Договора о функционировании ЕС; см. текст на полях).

Заявители обратились в Суд ЕС.

Решение суда

Суд заметил, что впервые рассматривает вопрос о приемлемости направленной против решения Комиссии жалобы на прямые действия конкурентов – бенефициаров госпомощи. При этом оговорил, что его решение не должно влечь принятия каких-либо мер в отношении заявителей, поскольку это нормативный, а не законодательный акт, хотя и непосредственно касается ситуации вокруг них. Действия заявителей, направленные против Решения Комиссии, были признаны приемлемыми.

По существу спора Суд ЕС указал, что принятие решения о взыскании полученной госпомощи логично, если сделан вывод, что незаконна сама помощь. Следует признать, что Комиссия не могла бы требовать возврата оказанной помощи, если бы это противоречило общим принципам права Евросоюза, в частности принципу «никто не обязан делать невозможное». Тем не менее возмещение незаконно оказанной помощи может считаться объективно и абсолютно невозможным, лишь если Комиссия после тщательного изучения ситуации обнаружит, что трудности, на которые ссылается государство – член Евросоюза, действительно существуют и нет альтернативных методов их разрешения.

В данном деле Комиссия не могла прийти к выводу об абсолютной невозможности возместить незаконную помощь, так как соответствующий анализ не проводился. На этом основании Суд ЕС отменил решение Европейского суда общей юрисдикции, поскольку тот необоснованно одобрил Решение Комиссии7.

Но по сути Суд ЕС посчитал, что Европейский суд общей юрисдикции не допустил ошибок при применении закона, утверждая, что спорные услуги не относятся к экономической деятельности и поэтому их освобождение от налогообложения не может рассматриваться как госпомощь. Суд напомнил о своей прецедентной практике8, заключающейся в том, что освобождение от уплаты налогов в отношении недвижимого имущества может представлять собой запрещенную госпомощь, если и в той степени, в которой осуществляемая в данных объектах недвижимости деятельность является предпринимательской.

5 Решение Комиссии ЕС от 19.12.2012 № 2013/284/EU о госпомощи SA.20829 [C 26/2010, ex № 43/2010 (ex CP 71/2006)]. Схема, касающаяся освобождения от налога на муниципальную недвижимость, используемую НКО для конкретных целей, реализуемых Италией.

6 Решения Европейского суда общей юрисдикции от 15.09.2016 по делам № С-220/13 и С-219/13.

7 В Решении Суда ЕС не указано, направлено ли дело на пересмотр. По общему правилу, если решение Европейского суда общей юрисдикции отменено, дело возвращается ему для пересмотра.

8 Дело № C-74/16, Конгрегация религиозных школ провинции Бетании.

Правовая база